Ждет ли нас суверенный интернет?

Ждет ли нас суверенный интернет?
01.05.2014 | 4:03

Малоизвестный до недавнего времени член Совета Федерации Максим Кавджарадзе неожиданно выступил с инициативой о создании в России собственного независимого от Евросоюза и США интернета. Одновременно газета "Коммерсант" со ссылкой на свои источники во властных структурах сообщила о том, что над этим проектом в кремлевской администрации уже работает специальная группа.

Опрошенные "Росбалтом" эксперты считают, что подобные планы лежат в русле общей политики последнего времени, направленной на дальнейшее свертывание гражданских свобод в России.

Создание отдельного независимого от всемирной сети цензурированного интернета может вызвать недовольство части пользователей в России, но окончательное решение по этому вопросу будет приниматься в зависимости от общего контекста отношений России с Западом, сказал "Росбалту" политолог Алексей Макаркин.

Если отношения России и Запада продолжат ухудшаться, то в нашей стране вполне может появиться подцензурный интернет, сказал политолог. В то же время, считает он, большинство россиян этой перемены не заметят, так как они заходят в интернет главным образом по личным или коммерческим делам и вполне аполитичны. "Большинство граждан заходят на сайты, которые сообщают, где можно подешевле купить стиральную машину или скачать реферат, и которым, соответственно, ничего не угрожает", - говорит Макаркин.

В то же время активные группы населения, уже давно и широко пользующиеся интернетом, такими ограничениями будут недовольны и это недовольство будет сильнее, чем в Китае, где интернет изначально был выстроен как национальная сеть, и где к этому большинство привыкло, отмечает эксперт.

Однако полностью перекрыть доступ во всемирную сеть не удастся, и люди будут предпринимать шаги по тому, чтобы обходить запреты. "Запретный плод сладок", - напомнил Макаркин.

Российская власть пока не готова к созданию собственного независимого от всемирной сети цензурированного интернета по китайскому образцу, но тенденция развития в этом направлении налицо, считает политолог Андрей Пионтковский. Однако, по его словам,

власть "много к чему была не готова всего два месяца назад", так что "в развитие тенденции обострения отношений с Западом" подобный проект все же может состояться.

Такой исключительно российский интернет - "это в духе времени", отмечает Пионтковский. По его словам, "вектор российской политики определился, и трудно представить, что может развернуть его в другую сторону".

Инициатива создания суверенного российского интернета по китайскому образцу соответствует общему тренду российской политики последнего времени, связанному с тенденцией на ограничение свободы слова, сказал "Росбалту" политолог Андрей Окара.

Эта идея "лежит в том же тренде на ограничение свободы слова, что и принятый во вторник Советом Федерации закон, приравнивающий блогеров к СМИ, а также идеи о запрете в России Google, Skype, действия против социальной сети ВКонтакте, основатель которой Павел Дуров фактически стал политическим беженцем", - сказал Окара.

"Все эти идеи связаны с ограничениями в России свободы, с созданием полицейского государства, и проводятся в русле ведущейся информационной войны", - отметил политолог. "Полицейское государство - это такая модель, при которой государство лучше своих граждан знает, что хорошо, а что плохо", - пояснил Окара.

С помощью инициатив, вроде тех, что озвучил сенатор Кавджарадзе, государство сейчас хочет проверить реакцию общества на подобные идеи, и если их резкого неприятия не будет, то, учитывая недавнее заявление президента о том, что интернет придуман в ЦРУ, они вполне могут быть реализованы, уверен эксперт.

Отвечая на вопрос, готова ли российская власть пойти сейчас на такие меры, политолог отметил, что "власть сейчас готова пойти на все". "Если речь сегодня идет о том, что она готова к полномасштабной войне с Украиной, то, по сравнению с этим, введение ограничений на пользование интернетом скоро покажется сущей мелочью", - констатировал Окара.