Законы кремлевской роботехники

Законы кремлевской роботехники
26.05.2015 | 9:55

На днях в соцсетях разошлась фотографияс презентации рекламного агентства Ашманов и партнеры. На слайде с заголовком Современные инструменты информационных войн перечисляются семь методик от ботов и троллей до ложной идеологии. По самому фрагменту презентации понятно: речь идет о российской оппозиции, но примечательна сама психология компании, специализирующейся на интернет-услугах, в том числе и для российской власти.

Это донкихотство в худшем изводе. Прокремлевские информационные рыцари не только так видят медиапространство, но и реально взаимодействуют с ним соответствующе. Называть ветряные мельницы великаном чудачество; превентивно сжигать их опасное расстройство.

Боты, тролли, отмывка вбросов, ангажированные СМИ и проч., перечисленные на слайде, все это действительно существует; существует как ответ на воображаемый заговор в сети. Все это части построенной за последние три года сложной системы информационного манипулирования.

Примечательна и дальнейшая судьба этого документа. В течение нескольких дней его обсуждали интеллектуалы в сети, от Екатерины Шульмандо Василия Гатова, и пришли к единодушному выводу: одна из придворных компаний, возможно, сама того не понимая, перечислила собственный инструментарий в том виде, как его сейчас понимают в администрации президента.

Консенсус о масштабной подпольной системе фабрикации общественного мнения, что-то новое для нашей публичной дискуссии. Еще год-два назад такие разговоры часто называли горячечным бредом и паранойей. Даже медиааналитики отказывались верить в то, что действительно каждый день сотни людей строчат в интернет что надо за умеренную плату. И вот хотя бы в экспертном сообществе появилось это единодушие, и пока непонятно, нивелирует ли это эффективность империи ботов.

И если в дискуссии на этот счет можно поставить точку, хотя бы промежуточную, самое время вспомнить все, что мы знаем вообще о так называемых кремлевских ботах.

1. После парламентских выборов 2011 года в России прошли массовые митинги за честные выборы. В Москве они были организованы при помощи фейсбука, в остальных городах ВКонтакте. Основные онлайн-медиа активно освещали сами протесты и подготовку к ним.

2. Волна недовольства застала кремлевскую администрацию врасплох. Она не смогла полноценно ответить на самоорганизацию протестов в интернете и социальных сетях. Страницы подготовки к митингам в фейсбуке тогда атаковали спешно закупленные боты, то есть поддельные аккаунты, с индийскими, пакистанскими и бенгальскими именами (это распространенная услуга на мировом черном рынке социальных медиа: живые люди в странах третьего мира продают доступ к своим аккаунтам за один-два доллара).

3. 27 декабря 2011 года, через три дня после масштабной акции на проспекте Сахарова, был снят со своего поста первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, который курировал внутреннюю политику. На его место был назначен Вячеслав Володин.

4. 12 февраля 2012 года 31-летний Тимур Прокопенко (до этого лидер МГЕР и пресс-секретарь спикера Думы) сложил недавно полученный мандат Единой России и занял пост заместителя начальника управления по внутренней политике по вопросам молодежной и информационной политики. По данным нескольких источников в АП, именно перед командой Прокопенко Володин весной 2012 года ставит задачу взять интернет под контроль.

5. Для разработки стратегии действий Прокопенко привлекает нескольких экспертов. Достоверно известно о его сотрудничестве с политологом и философом Дмитрием Бадовским. Позже в слитой хакерами переписке будет виден предоставляемый им анализ.

6. В течение первых месяцев протестов твиттер почти безраздельно контролируется протестующими. Они выводят в русскоязычный топ оскорбительные для Путина и Медведева хэштеги, а также используют микроблоги для координации действий в режиме реального времени во время народных гуляний после столкновений 6 мая 2012 года.

7. Весной-летом 2012 года начинается выведение анти-хештегов. Первый масштабный контент-анализв сентябре 2012 года исследование семи тысяч сообщений с меткой #ТухлыйМарш (речь шла об очередном протестном шествии) показал, что примерно четверть твитов, 24 процента, появилась в рекламных аккаунтах и у роботов. Более половины твитов выводили живые люди, так или иначе связанные с Единой Россией: в основном региональные активисты, а такжепрофсоюзные активисты, муниципальные депутаты, сотрудники аппарата партии и звезды (от Сергея Минаева до Тины Канделаки). Органично была написана лишь одна пятая сообщений прежде всего, людьми, которые возмущались этим хештегом. И только один процент воспринял его как подлинное отражение общественного мнения.

8. Позже журналист газеты Коммерсантъ Илья Барабанов, также занимавшийся расследованием этой темы, рассказыал мне, что для рассылки подобных заданий, в том числе по этим хештегам (так называемые темники, то есть смысловые задачи), была создана закрытая платформа, в которую невозможно попасть из внешнего интернета.

9. Для автоматического продвижения (при помощи скриптов и роботов) использовалась в том числе наработка прокремлевского блогера и бизнесмена Кирилла Ромашова, создателя сайта twite.ru (биржи платных сообщений в твиттере). Еще в сентябре 2011 года ему удалосьвпервые вывести в топы мировых хештегов метку #Chekhova2012 шутку о выдвижении Анфисы Чеховой в президенты.

10. Твиттер постоянно совершенствует алгоритмы обработки хештегов, поэтому лобовое использование роботов оказалось неэффективным уже в 2012 году (контент-анализ выявил только 24 процента таких твитов), а дальше их доля продолжала снижаться.

11. Однако использование живых людей, географически разбросанных по территории России, позволяет до сих пор обманывать принципы твиттера. Представитель компании в России Алексей Шелестенко в частной беседе со мной признавал, что в Калифорнии это понимают, но по сути ничего не могут с этим сделать: действует принцип не пойман не вор.

12. В силу ограниченности ресурса бывших молодежек с 2013 года к работе по темникам привлекают и подрядчиков это работающие в сером пространстве сомнительные пиар-компании и рекламные агентства (зачастую созданные также бывшими нашистами), которые в свою очередь нанимают десятки и сотни платных блогеров для круглосуточной офисной работы. Об этом говорили мне на условиях анонимности источники на рекламном рынке. В качестве косвенного признака собеседники указывают на публичные подряды на оказание пиар-услуг в интернете для министерств и ведомств.

13. Весной 2012 года Новая расследоваладополнительный бизнес Евгения Пригожина, главного кремлевского повара, подготовку бот-атак на политических оппонентов Кремля. Имя Пригожина будет наиболее часто всплывать при перечислении возможных создателей бот-центров. В частности, официальным учредителем и директором организации, которая в Петербурге находилась в районе Ольгино, является отставной полковник милиции Михаил Быстров, а финансируется она по линии холдинга Конкорд, который возглавляет все тот же Пригожин.

14. В сентябре 2013 года корреспонденту питерской Новой газеты Александре Гармажаповой удаетсяпопасть в один из таких центров на окраине Петербурга, в Ольгино. После разоблачения гнездо троллей переехалов новый четырехэтажный офис, а само слово Ольгино (и образованный от него эпитет ольгинский) стало нарицательным.

15. В своем докладе о России в 2013 году неправильственная организация Freedom House отметилауже как факт использование правительством платных комментаторов для манипулирования общественным мнением.

16. В конце 2013 года на закрытом совещании в администрации президента, как утверждают источники, такие методы работы в соцсетях были признаныуспешными. Было принято решение распространить подобную работу и на западные страны.

17. В мае 2014 года редакция британской газеты The Guardian предупредила своих читателей о том, что в комментариях к материалам на сайте ведется скоординированная прокремлевская кампания. С похожими предупреждениями выступили Huffington Post и другие влиятельные западные издания.

18. В июне 2014 года американский сайт Buzzfeed опубликовалдокументацию предполагаемых подрядчиков Кремля, пытающихся начать работу в США, с отчетами о тестовой работе.

19. В марте 2015 года питерская Новая газета и газета Мой район опубликовалисписок из порядка 500 ботов, а также раскрыли темник по убийству Немцова.

20. В апреле 2015 года AFP поговорило с Людмилой Савчук, бывшим кремлевским ботом, которая рассказала об условиях работы в офисных центрах пропаганды. Месяцем ранее с тремя бывшими пропагандистами встретиласьрусская служба Радио Свобода.

21. По актуальным данным американского медиааналитика Александра Лоуренса, только в русскоязычном твиттере насчитывается порядка 20 тысяч ботов. Количество таких аккаунтов в фейбсуке и ВКонтакте до сих пор не определено.