Уважаемые читатели!
Самыми популярными в медиа темами последних дней, как вы знаете, стали не привычные бои на каких-то там фронтах, а две новости из передовых стран: а) разрешение на эвтаназию физически здоровой молодой бельгийки по причине депрессии и б) посадка на 22 года молодой американской учительницы, занимавшейся сексом с 17-летними учениками.
Что объединяет эти две новости?
Обе они, коротко говоря процедурные сенсации.
В истории с бельгийкой процедура не нарушена но в результате официально осуществляется услуга добровольной казни.
В истории с американкой же напротив, мы видим, как комедийный сюжет из разряда американский пирог, прошедший с нарушением процедуры - привёл к совершенно антиутопическому результату.
Если вам интересно, как так вышло и к чему приведёт давайте об этом поговорим.
Первое, о чём стоит сказать: в обоих этих случаях мы не собираемся втираться в споры о морали. К морали они как раз отношения не имеют. Они о другом.
Чтобы было яснее - приведём цитату из недавнего романа американского писателя С. Кинга, описывающего отдых американской молодёжи в начале 1970-х: "в первую среду августа мы оказались у костра на берегу. Мы видели и другие костры от маленьких, вроде нашего, до огромных. Они напоминали красивое горящее ожерелье. Такие костры скорее всего запрещены в двадцать первом столетии, когда власти постоянно принимают законы, отнимающие у нас крупицы красоты, создаваемые простыми людьми. Я не знаю, почему так должно быть, но что есть, то есть."
Так вот. У меня есть версия, почему всё так должно быть. И почему запрет костров, секса 23-летней девушки с 17-летним выпускником и разрешение квалифицированно самоубиться 24-летней девушке есть явления одного порядка.
Штука вся в том, что в последние полвека в передовых странах (и чем они передовее, тем глубже процесс) частная жизнь граждан стала главной кормовой базой прогресса. Самые большие деньги и самые большие силы крутятся ведь не в космосе и не в фундаментальных исследованиях. Они даже не в войне. Они в том, как обычные человеческие люди едят, перемещаются, размножаются, лечатся и отдыхают.
А значит, главная эволюционирующая последние полвека сущность это социальный менеджмент в самом широком смысле слова. Эту сущность можно назвать благосферой (термин из старой книжки С. Лема).
И если эволюция есть усложнение то вполне логично, что эволюция благосферы состоит в усложнении человеческой жизни.
Некоторое время было модно считать, что проблема только в потребительской индустрии, навязывающей людям нужное и ненужное, эксплуатирующей человеческие слабости и страсти. Но в реальности с этой индустрией слиплась в единый организм и эволюционирует ещё куча явлений. Ну там правозащитники, юристы, фискальные и правоохранительные системы, информационные и карательные технологии и т.п.
Речь на деле идёт об одном системном явлении, имеющем множество как бы независимых щупалец но все эти щупальца выживают за счёт эксплуатации частной жизни граждан.
Перед нами целый левиафан социального менеджмента, одновременно дёргающий за все струны личностей. Он (и это крайне важно) не имеет какого-либо нравственного вектора. В нём нет никакого зла или добра, а есть только возможности и процедуры. В нём совершенно спокойно соседствуют рядом 22-летний срок той несчастной американской училки и учительница + студенты в качестве популярнейшей темы легального порно. Просто параллельно с легальной эксплуатацией фантазий о трахнуть училку развивается и регулирование того, как это можно делать. И как нельзя. И нормы этого регулирования непрерывно усложняются, прорастая во всё новые нюансы отношений потому что в усложнении и захвате среды, собственно, и состоит развитие всего в природе.
По этой причине в некоторых европейских странах гражданам запрещено чинить свою сантехнику самостоятельно. По этой причине тебе нельзя жечь костры лично ведь самостоятельным розжигом костра ты не только нарушаешь стандарты безопасности, но и уменьшаешь ВВП, лишая работы профессионалов.
В любой экологической системе может возникнуть суперхищник - зверь, регулирующий численность всей остальной биомассы.
В нашем случае таким суперхищником стала благосфера, поедающая и регулирующая частную жизнь.
Она за тебя изобретает, на что тебе тратиться (и тем самым - чем тебе зарабатывать, ибо миллионы занимаются тем, что обеспечивают друг дружке гонку воображений). Она напрыгивает на тебя со своими обновлениями и новинками (всё более и более виртуальными), она придумывает тебе новые ограничения и она же даёт тебе пути как-то компенсировать своё нереализованное. Она манит тебя новыми счастьями и сурово карает за попытки достичь их не по её (постоянно прогрессирующим) правилам.
Возвращаясь к аналогии с суперхищниками стоит отметить, что их чрезмерное размножение приводит к подрыву кормовой базы и драматическим изменениям во всей биологической системе.
И есть основания полагать, что сегодня мы переживаем кризис благосферы.
Ни один современник сегодня не в состоянии соответствовать её стандартам, не нарушая её требований. Уже сегодня между собой за наше личное время грызутся между собой особи благосферы, обладающие сокрушительной мощью. Уже сегодня ей не хватает прокорма в виде нас, она хворает и придумывает самые идиотские разрешения и запреты. Всё более и более сложными процедурами обставляется реализация её всё более и более изощрённых призывов. При этом новых возможностей то есть нового пространства для развития граждан благосфера уже давно не предоставляет. Не считать же новыми пространствами чарующие 8-дюймовые просторы планшетов.
По сути подрыв кормовой базы уже произошёл. Благосфера уже сегодня довела население передовых стран до того, что оно, это население, тупо не воспроизводится (потому что не в состоянии делать это на т.н. должном уровне). Удивительным образом жизнь лучше всего производится в тех странах нашей планеты, где ей не заданы слишком уж передовые стандарты. И наоборот.
В результате неизбежна не только замена населения передовых стран, но и самой благосферы.
Неслучайно сегодня после почти 30-летнего перерыва - мы всюду видим попытки создать новые общества на основании каких-нибудь не благосферных ценностей. Они иногда бывают очень мягкими (вроде отечественного, довольно невнятного традиционализма), бывают довольно ужасающими (вроде Исламского государства или растущего в западном мире неосознанного желания повоевать). Но тенденция очевидна: человечество тут и там пытается выскочить из-под власти благосферы и вернуться к менее специализированным формам жизни.
Что тут, однако, важно: сама по себе регрессия в некий до-благосферный век никак проблемы не решит. То есть костры, конечно, жечь можно будет снова, самоубийцам придётся вешаться самостоятельно, а совокупляться с юношеством станет проще. Но это весьма сомнительные плюсы.
Реальный же выход из тупика сможет дать только повторная внешняя экспансия человеческой популяции. Или, иными словами системное перенаправление энергии с частной жизни людей на освоение ими внешних пространств. Начиная от возвращения в Арктику и Антарктику и заканчивая всё равно от неё не отвертеться экспансией космической.
Как показывает опыт предыдущих покорений фронтиров - в периоды таких экспансий многие проблемы благополучного времени сами снимаются. Случаи депрессии стремятся к нулю, спрос на GTA и эротические фантазии падает, а граждане переформатируются под трудовые задачи, не связанные с гонками воображений и наказанием за них.