Новая государственная поисковая система Спутник, которую разрабатывает Ростелеком, может быть запущена уже в 2014 году. Как сообщают СМИ, поисковик доделают через 3-4 месяца, а затем будут продвигать на государственном уровне с помощью установки по умолчанию в органах власти и госкомпаниях. Анонсируется, что никакой цензуры в государственном поисковике не будет только защита от вражеского контента.
О том, что российские власти вынашивают идею создания национального поисковика, ориентированного на государственные нужды, СМИ писали еще весной 2010 года. Тогда утверждалось, что инициатором проекта был небезызвестный Владислав Сурков, тогдашний куратор внутренней политики. Сама же идея создания такого провластного поисковика появилась в 2008 году после вооруженного конфликта в Южной Осетии.
Как мы помним, тогда информация в новостных разделах поисковиков не всегда соответствовала официальной, имела широкий общественный резонанс...
Но затем в СМИ появились сообщения, что из-за дороговизны проекта Кремль отказался финансировать разработку национальной поисковой системы, призванной составить конкуренцию известным брендам. Но, как стало известно, корпорация Ростелеком уже инвестировала в проект около 20 миллионов долларов. Причем, как рассказывают источники в СМИ, представители госкомпании вербуют в свои ряды разработчиков Яндекса и Mail.ru Group.
Однако, как уверяют эксперты, догнать участников рынка отечественному проекту вряд ли удастся. Но сообщения о том, что скоро в России появится национальный поисковик, пусть для начала даже для ведомственных нужд, интернет-эксперты все равно связывают с последними тенденциями к закручиванию гайек и тотальному контролю за гражданами России.
Так, уже давно ходят слухи, что на законодательном уровне рассматривается вопрос о блокировке доступа рунета к сети Tor, позволяющей установить анонимное соединение в интернете, защищенное от прослушивания, и к другим анонимным серверам, включая публичные proxy-серверы. По данным СМИ , законодательные инициативы о блокировке доступа Рунета к Tor готовятся по поручению не кого либо, а лично директора ФСБ Александра Бортникова. И, если законопроект о введении запрета на анонимность в интернете будет внесен в Госдуму, то можно не сомневаться - он будет одобрен депутатами. Не исключено, что сразу в нескольких чтениях.
Председатель нижегородского регионального конвента Пиратской партии России Александр Судаков отмечает, что Ростелеком хоть и государственная компания, но все-таки компания. Она нацелена на получение прибыли, тем более когда пред глазами успехи Яндекса, Google и прочих компаний, которые зарабатывают гигантские средства на своих сервисах.
- С другой стороны, Ростелеком - предприятие государственное, а цели у государства не столько коммерческие, сколько стратегические: сохранение суверенитета, контроль на территорией, ресурсами и гражданами. Таким образом, компания также будет обслуживать интересы соответствующих служб, чья забота обеспечивать контроль и безопасность в стране.
Поэтому создание такого поисковика, с привлечением возможных методов воздействия на конкурентов, может действительно повлиять на свободу слова в стране, а также сказаться на развитии российского интернета.
Что касается запретительных мер, о которых сегодня так много говорят, то известная истина: параллельно с совершенствованием мер запрета совершенствуются и меры обхождения этих запретов. Специалист найдет различные источники и лазейки, а вот для рядовых граждан пользование интернетом, скорее всего, в скором времени станет дороже. Первый звонок - запрет торрентов.
Исполнительный директор Фонда Разумный интернет Илья Переседов не видит оснований увязывать анонсируемую разработку поисковика для чиновников с ограничительными инициативами.
- Корпоративная культура и государственное представительство, как заметная часть корпоративной среды, нуждаются в уникальных программных продуктах. Любой человек, который работал в корпорации, знает, как необходимо пользоваться корпоративной почтой.
В этом плане, учитывая политику обособленности, которую сейчас Россия занимает на международной арене, новый и уникальный механизм для госслужащих кажется вполне востребованным и рациональным.
СП: - Но не факт, что этот поисковик потом не будут активно внедрять в широкие слои населения
- Пока мы не знаем, что это за поисковик и вынуждены на основе той информации, которая есть, что называется, фантазировать. Поэтому, говоря пока о чиновниках, выделим несколько моментов.
Мы знаем, что все универсальные поисковые машины хранят историю запросов. Делается это для того, чтобы представлять потребность аудитории, продавать эту информацию рекламодателям и вообще - выстраивать уникальную рекламную стратегию. На этом компании и живут.
Но в глазах работников системы безопасности государства поисковые запросы чиновников воспринимаются как государственная тайна. Например, если мы хотим изменить политику своего присутствия в Китае или на границе с Китаем, то понятно, что чиновник, который должен подготовить об этом аналитическую записку, будет пользоваться поисковыми запросами. Но их можно увязать с его личностью, а люди в системе безопасности уверены: иностранные компании заинтересованы найти наших чиновников и понять, кто именно из них пишет в Google запрос про Китай.
Следующий момент. Работа чиновников предполагает привлечение, как общедоступной информации, так и уникальных документов и сведений. Поэтому, если в этом новом поисковике будет создана какая-то закрытая база документов, то такой поисковик сможет существенно облегчить жизнь госслужащих.
СП: - Но такой проект не выгоден коммерчески
- Нельзя сказать, что рынок поисковых услуг исчерпан и полностью закрыт. Например, еще не реализованы технологии семантического поиска - не только по непосредственному значению слова, но и по контексту. Если Ростелеком как корпорация, обладающая огромными финансовыми возможностями, будет вкладываться в инновационные разработки, то не исключено, что в конечном итоге получится продукт, который будет востребован на рынке. На мой взгляд, если Ростелеком планирует сделать из этого прибыльный проект, то тогда имеет смысл его делать сразу открытым.
По мнению руководителя проекта РосКомСвобода Артёма Козлюка, ещё рано говорить для каких целей изготавливается поисковик, ведь пока информации о нем мало. Вполне возможно, что это вписывается в тот контекст, который наметился после принятия Госдумой так называемого закона о черных списках сайта.
- Конечно, разговоры о запрете в России серверов и программ - Tor, прокси и анонимайзеров, позволяющих скрывать информации о компьютере или пользователе в сети, это пока это всего лишь разговоры. Но попытки занести веб-прокси в черные списки были, хотя, скорее всего, это было сделано ошибочно. Не исключено, что применение федерального закона №139, более известного как закон о черных списках сайтов, будет расширяться. Такие высказывания со стороны законодателей последовали сразу же после вступления закона в силу. Что будет дальше - посмотрим, дыма без огня не бывает. Например, в Китае уже давно блокируют узлы Tor для передачи информации, вводят ограничения для випиэн-провайдеров
СП: - Но в Китае, судя по всему, пользователи с успехом обходят блокировки контента, при чем соблюдают анонимность?
- Технология интернета позволяет обходить любые запреты. Другое дело, что этим пользуются и умеют единицы. Обычным же пользователям проще воспользоваться местным аналогом того же Твиттера, который запрещен в Китае, чем искать способы входа на тот или иной запрещенный ресурс.
Но одно дело обходить блокировки, восстанавливать доступ к информации, другое стараться соблюсти анонимность и конфиденциальность разговора. Анонимность это достаточно условное понятие. Да, можно стремиться к ее максимизации в каких-то ситуациях, но, если государство заинтересовано в деанонимизации конкретного человека, то рано или поздно оно установит его личность. Это вопрос времени и денег.
Что же касается средства установления доступа к тому или иному ресурсу, то даже для начинающего пользователя интернета научиться пользоваться анонимайзерами не составит большого труда.
СП: - Как государство устанавливает личность пользователя в сети?
- Каждый лицензированный провайдер обязан установить аппаратуру СОРМ2 - систему оперативно-розыскных мероприятий. Она в пассивном режиме отслеживает интернет и телефонный трафик. Но при решении или даже постановлении суда данный трафик начинает прослушиваться в активном режиме и на конкретных узлах, которые интересуют государство.
И уже не важно под защитой ваш трафик или нет, он записывается, а потом анализируется специалистами. Способ этот простой, весьма популярный и государство, кстати, из него не делает тайны.
Например, в США так был пойман владелец крупнейшего сайта по продаже наркотиков Silk Road, который, кстати, находился в зоне анонимной сети Tor. Человек оставлял в соцсетях и сайтах цифровые отпечатки, и после их анализа, спецслужбы вычислили владельца глубоко зашифрованной сети.