Совет Федерации и силовые ведомства занялись проблемами интернета

Совет Федерации и силовые ведомства занялись проблемами интернета
03.12.2013 | 6:03

Всемирная сеть и ее российский сегмент, который, как известно, является одним из самых больших в мире, а главное бурно развивающихся, в последнее время стали поводом для различных громких законодательных инициатив. Причем, в дальнейшем их количество будет только увеличиваться, о чем говорит Стратегия кибербезопасности, концепция которой в конце прошлой недели обсуждалась на специальных слушаниях в Совете Федерации.

Хотя председатель верхней палаты Валентина Матвиенко принять в них участие не смогла, ее первый заместитель Александр Торшин дал понять, что это не какая-то самодеятельность сенаторов, а согласованная со всеми компетентными органами власти работа. По его мнению, "преступления в области информационных технологий имеют далеко идущие последствия, так что проект концепции заслуживает самого пристального внимания".

Как объяснил глава временной комиссииСФ по развитию информационного общества Руслан Гаттаров, разработка концепции интернет-безопасности началась в верхней палате действительно в качестве самостоятельной инициативы, но теперь этот документ стал официальной платформой для согласования интересов всех сторон, действующих в киберпространстве. "Государство движется к полной электронной коммуникации. Но при этом персональные данные в электронном виде стали ресурсом, за которым охотятся целые страны, а шпионские программы стали идеальным инструментом для ведения холодной войны. Мы подготовили концепцию документа, который обосновывает необходимость наличия Стратегии кибербезопасности в России направления, по которому нужно усиливать эту работу, и роли, которые необходимо принять гражданам, бизнесу и государству", заявил сенатор.

Прояснил он и некоторые конкретные особенности работы над концепцией, и нынешний статус этого проекта: "Создание масштабной Стратегии долгий процесс, требующий массы согласований, поэтому мы пошли не бюрократическим путем, не добивались того, чтобы текст документа во всем устроил профильные органы, не "спускали" уже согласованный документ общественности. Мы разработали концепцию Стратегии, чтобы совместно с заинтересованными представителями общественности продолжить обсуждение, развитие и доработку этой темы".

Гаттаров сообщил, что хотя его комиссия и стала своего рода модератором дискуссии, объявив о начале разработки Стратегии, ее нынешний проект написан в основном по предложениям экспертов сетевого бизнеса и некоммерческих организаций.

Напомним, что работа над концепцией началась в сентябре прошлого года, когда по инициативе того же Гаттарова было решено развить в отдельное направление аспекты информационной безопасности, упомянутые в Стратегии национальной безопасностиРФ от2009года. При этом учитывался и еще один документ, а именно Стратегия развития информационного общества.

В общем, Гаттаров с компанией экспертов, как выяснилось уже довольно скоро, замахнулся на крайне объемную задачу. Возможно, именно поэтому предварительная редакция концепции кибербезопасности отвечает на более узкие, специфические вопросы борьбы с угрозами для нашей страны, приходящими из интернета. Например, в документе значительное внимание уделяется деятельности государства по созданию такой общероссийской системы, которая вовремя будет обнаруживать признаки кибернападений и адекватно их отражать.

Значительное внимание в концепции уделяется профилактике киберпреступлений. Авторы предлагают скорейшим образом скорректировать национальное законодательство применительно к тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией. Речь идет о серьезном ужесточении административного и уголовного законодательства за всяческие правонарушения либо преступления, совершенные в сети или посредством сети.

Концепция не обошла вниманием и такую проблему, как гипотетическая война одного государства против другого. Напомним, что совсем недавно наше военное ведомство признало возможность таких войн. Как сообщалиСМИ, министр обороны Сергей Шойгу уже дал распоряжение российским специалистам быть готовыми к своевременному ответу на такую угрозу.

Однако, считают многие эксперты, гораздо более вероятным является вариант так называемой холодной сетевой войны когда какой-то стране никто никаких формальных претензий не предъявляет, но ее информационное пространство подвергается фактическому нападению. Такого рода сценарии уже разыгрывались в "полевых" условиях: к примеру, западными странами против Сирии и Ирана.

Разрабатываемая в Совете Федерации концепция Стратегии кибербезопасности России касается и этой вероятности. Например, в ней вводится требование об обязательных регулярных проверках государственных информационных систем на их защищенность. И хотя на слушаниях вСФ Александр Торшин заметил, что в верхней палате есть такие комнаты, где даже электрических проводов минимальное количество, потому что в них произносится то, что является совершенно секретным, но он же и признал, что от виртуального пространства сегодня ни одно государство полностью отгородиться не может. И никакая кибербезопасность государства не может быть достигнута, если ее не будет у простых граждан.

Однако приоритетным направлением повышения кибербезопасности признается госсектор. В середине ноября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект именно на эту тему. В нем предлагается поправить законы об оперативно-розыскной деятельности и о Федеральной службе безопасности таким образом, чтобы данная структура получила право добывать информацию о разного рода действиях и замыслах, создающих угрозы информационному полю страны. "В настоящее время результаты правоприменительной практики по обеспечению информационной безопасностиРФ свидетельствуют об усилении угроз национальным интересам в этой сфере. Отмечается активизация межгосударственного информационного противоборства, фиксируются случаи распространения вредоносного программного обеспечения, используемого в качестве информационного оружия. Широкий масштаб приобретает деятельность хакерских группировок. Не исключена возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий для подготовки и совершения преступлений, в том числе террористической направленности", так обозначается смысл этого законопроекта в пояснительной записке к нему.

Причем, подчеркивается, что "объектами противоправных устремлений, как правило, являются функционирующие на территорииРФ информационные системы, используемые органами государственной власти, кредитно-финансовыми, образовательными и иными организациями, средствами массовой информации, в том числе на критически важных объектах инфраструктуры".

Тем временем, Федеральная служба охраны (ФСО), в компетенцию которой входит обеспечение безопасности государственных коммуникаций, недавно подготовила проекта указа президента о создании государственного интернета. То есть защищенного практически до полного физического отделения от всемирной сети обмена информацией между госорганами.

Заметим, что на днях вСМИ появились сообщения и о том, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) посоветовала чиновникам не пользоваться почтовыми службами, расположенными на серверах, находящихся в иностранной юрисдикции. И хотя пока ни Минсвязи, ни сами силовики официально не подтверждают подобного запрета, ясно, что проблему суверенитета страны в киберпространстве все равно придется как-то решать.