С точки зрения морали. О митингах

С точки зрения морали. О митингах
03.02.2014 | 12:29

30 января несколько интернет-сайтов, освещающих события в Узбекистане, сообщили об административном наказании, вынесенным судом по административным делам в отношении представителей творческой интеллигенции, выразивших солидарность с украинским Евромайданом в форме невинной прогулки по Ташкенту и фотографированием на память. Коктейли Молотова не бросали, прохожих не задевали, автомобильному движению не препятствовали. Факт вопиющий и в очередной раз доказывающий недемократичность режима Узбекистана - так должны были расценить действия узбекских властей те, кто прочитал сначала о задержании представителей творческих профессий, а потом о наказании, которое им определил суд.

Нам трудно сказать, какой конкретно статьей Административного кодекса руководствовался суд, скорее всего, той, что запрещает несанкционированные митинги и шествия. С точки зрения административного права применение этой статьи, возможно, необоснованно, но с точки зрения морали позицию суда можно понять.

На фотографиях, распространенных в интернете, один из манифестантов держит в руках флаг украинской повстанческой армии, главари и члены которой сотрудничали с гитлеровским режимом, начиная с 1934 года. Организация украинских националистов (ОУН), ставшая базой для формирования украинской повстанческой армии (УПА), наряду с прочими преступлениями, известна и еврейскими погромами. Еще до войны члены ОУН составили черные списки, куда вошли преимущественно евреи. В результате только за 6 дней и только во Львове было убито 7 тысяч человек. Этот эпизод фигурирует в книге Саула Фридмана Погромщик, изданной в Нью-Йорке. Его процитировал покойный ныне Виктор Иванович Илюхин: На протяжении первых трех дней июля 1941 года батальон Нахтигаль уничтожил в окрестностях Львова семь тысяч евреев. Евреев профессоров, юристов, врачей заставили перед казнью вылизывать все лестницы четырехэтажных зданий и носить мусор во рту от одного здания к другому. Потом, принужденные пройти сквозь строй вояк с желто-блакитными нарукавными повязками, они были заколоты штыками. Не поленитесь, зайдите на внутреннюю гиперссылку.

Знали ли об этом узбекские манифестанты, гордо фотографировавшиеся с развевающимся на ветру флагом УПА? Знакомы ли они с текстом Акта Возрождения Украинского государства от 30 июня 1941 года, где черным по белому написано: Нововозрождающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации. Украинская Национальная Революционная Армия, которая создается на украинской земле, будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенную Соборную Украинскую Державу и новый порядок во всем мире. Вот такая была цель бороться за новый порядок во всем мире. Ни больше ни меньше.

Возвращаясь к заданным ранее вопросам: знали ли манифестанты историю ОУН-УПА? Думаем, да, хотя бы в общих чертах. Догадывались ли, что размахивая нацистским флагом, оскорбляют память воевавших с гитлеровцами и тех, чья вина состояла лишь в том, что их отнесли к низшей расе? Вряд ли. Хотя бы потому, что манифестантов никто и никогда не заставлял вылизывать лестничные пролеты и носить мусор во рту. Нацисты из ОУН-УПА не расстреливали их родных и близких.

И последнее. Обвиняя узбекский режим (действительно, далеко не самый лучший на планете) в нарушениях права граждан на самовыражение, попробуем просчитать, как бы поступила полиция демократической Германии, если в Берлине кто-то надумал размахивать флагом времен третьего рейха или попробовал спеть на публике Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren? Как минимум, привлекли бы за использование законодательно запрещенной здесь нацисткой символики