Рунет массово зачистят

Рунет массово зачистят
25.04.2015 | 6:29

В подмосковном пансионате "Поляны" в эти дни проходит главное мероприятие отечественной интернет-индустрии - "РИФ+КИБ 2015". На ежегодном форуме известные представители отрасли, бизнесмены и чиновники обсуждают главные тенденции в развитии Рунета. В числе ключевых дискуссионных вопросов - "антипиратское" законодательство, расширенная версия которого вступит в силу 1 мая, и громкий проект главы совета Российского союза правообладателей Никиты Михалкова по созданию "глобальной лицензии", получившей название "налог на Интернет". Корреспондент "Росбалта" посетил самые интересные дискуссионные площадки первого дня форума и выяснил взгляд представителей отрасли на эти проблемы.

Согласно данным ежегодного исследования фонда "Общественное мнение", традиционно представленным на открытии форума, армия пользователей интернета в России несколько выросла по сравнению с прошлым годом и достигла показателя в 73,8 млн. Ежедневно в Сеть выходит порядка 60,8 млн человек. Поистине стремительными темпами растет аудитория мобильного Рунета - она увеличилась за год на треть, составив более 40% от общего числа российских интернет-пользователей - для смартфонов и 26% - для планшетов. В среднем в Интернете россияне проводят 126 минут (для мобильного Интернета этот показатель ниже - 86 минут), причем большая часть времени уходит на социальные сети (26%), просмотр различного видеоконтента (12%). К слову, на новости пользователи тратят только 3% от общего времени. На мобильных устройствах соцсети опережают игры (16%) и мессенджеры (12%).

"Антипиратский закон" 2.0

Изменения законодательства о защите правообладателей вступают в силу уже с 1 мая. Если раньше оно регулировало лишь распространение в Сети фильмов, то теперь его действие охватит музыку, тексты и программное обеспечение. Кроме того, в обновленном виде закон обязывает владельцев сайтов размещать информацию о себе, вводит режим досудебной блокировки и позволяет закрывать сайты-рецидивисты навсегда.

По мнению президента НП "Общество правообладателей" Павла Каткова, норма об указании контактов администрации ресурса была необходима, поскольку уже не раз владельцы прав на показ фильмов сталкивались с подобной анонимностью. В свою очередь режимы досудебной и вечной блокировки объясняются большими бюрократическими трудностями, которые встречают правообладатели при обращении в суд, и отнюдь не являются их прихотью, убеждает он.

"По действующему "антипиратскому" закону правообладатель идет в Мосгорсуд, получает определение, потом идет в Роскомнадзор, который в течение трех дней пишет письма администрации сайта и провайдеру, - объясняет Павел Катков. - В итоге не меньше недели у правообладателя уходит на то, чтобы добиться блокировки сайта. Это такое вечное хождение в Мосгоруд. Чтобы что-то выложить, нужна одна минута, а чтобы получить блокировку - неделя".

Он также указывает и на прояснения некоторых пунктов закона. К примеру, теперь там четко прописано, что сайт не будет блокироваться целиком, если оператор обладает техническими возможностями для закрытия отдельных его страниц. Кроме того, по новому "антипиратскому" закону, к досудебному порядку блокировки сможет прибегнуть не только правообладатель, но и владелец исключительной лицензии на продукт.

"Были случаи, когда суд отказывал лицензиату в блокировке, потому что он не правообладатель, - говорит Павел Катков. - Но если у вас есть западные авторы книги или правообладатели музыкального произведения, вы здесь, на территории России, исключительный лицензиат. По сути - вы "филиал" правообладателя. И вот теперь заявление может быть подано исключительным лицензиатом".

Исполнительный директор "Викимедия.ру" Станислав Козловский, в свою очередь, полагает, что новый антипиратский закон может попросту негативно сказаться на развитии интернет-бизнеса в России, поскольку использует принцип блокировки, который уже доказал свою неэффективность. В тексте документа не прописано понятие ценности произведения - в том числе текстового. Поэтому основанием для блокировки формально может послужить копирование комментария или поста в блоге. "Если фильмов относительно немного (несколько сотен, может быть тысяч или десятков тысяч), то текстов... В законе не прописано понятие ценности материала. Если ваш комментарий кто-то дважды перекопировал, вы можете уже сами блокировать сайт навечно. Формально даже "ретвит" является нарушением авторских прав", - поясняет он.

Особое внимание эксперт уделяет пункту закона о предполагаемом местонахождении пиратского контента. Основанием для закрытия сайта теперь может служить любая гиперссылка, опасается он: "Когда вы даете ссылку на какой-то внешний сайт, вы не можете проверить, насколько легальная информация размещена на чужом сайте. Вы не можете сказать: "Я ставлю на ваш сайт ссылку, пришлите мне копию лицензионного договора правообладателя и так далее". Так как сайт внешний, там информация может поменяться, могут появиться какие-то комментарии с нарушением авторского права".

Обновленный закон предоставит карт-бланш возможным "троллям", которые захотят заблокировать неугодный ресурс, - констатирует Станислав Козловский.

"Глобальные лицензии" пиратам

Громкой инициативе режиссера, а по совместительству президента совета Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова - о введении авторского сбора в Сети, получившего более широкую известность как "налог на Интернет", - на "РИФ+КИБ 2015" уделили внимание сразу несколько докладчиков. Основной их тезис: так называемые "глобальные лицензии" попросту легализуют пиратские сайты и если не разрушат всю систему российского медиабизнеса, то уж точно ее кардинально перестроят.

Осенью 2014 года РСП предложил создать реестр легального цифрового контента, для доступа к которому интернет-пользователи должны будут купить специальную лицензию. Стоимость такой лицензии планировалась в районе 300 рублей в год. По задумке РСП, платить за размещенный контент обязаны операторы связи, а собирать деньги - получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами. Известно, что Михалков уже успел обсудить свой проект с президентом страны. При этом в отраслевых ведомствах выступили резко против идеи режиссера.

"Развенчать мифы" системы "глобальных лицензий" решился гендиректор Ассоциации "Интернет-видео", объединяющей крупнейшие онлайн-кинотеатры Рунета, Алексей Бырдин. По его словам, сумма в 300 рублей в год (или 25 рублей в месяц) "не имеет отношения к реальности". Формула расчета стоимости лицензии включает в себя сумму домашнего интернета и количества активных SIM-карт в гаджетах, умноженную на 300 (или 25).

Кроме того, отмечает Алексей Бырдин, проект РСП предполагает добровольное участие медиакомпаний в системе "глобальных лицензий". По его мнению, в таком случае правом неучастия воспользуется подавляющее большинство правообладателей.

Вознаграждение, которое, как предполагается, правообладатели будут получать от операторов связи, должно утвердить правительство. "Западные правообладатели по своей сути не готовы к тому, что их доходы в значительной степени будут зависеть от решений конкретного чиновника какого-то правительства. Это абсолютно вне системы ценностей капиталистического бизнеса, коим, безусловно, является медиабизнес", - говорит Алексей Бырдин. Также планируется, что предполагаемое вознаграждение будет формироваться, исходя из количества просмотров - "прокачиваний через Сеть". По мнению Бырдина, это неизбежно приведет к общему ухудшению качества контента. "Не нужно пользователям предлагать что-то замечательное, красивое, волшебное, чтобы он его захотел посмотреть, послушать, прочитать. Можно просто спеть частушку, записать ее, посадить несколько ботов, чтобы они прокачивали ее через Сеть", - поясняет он.

По его мнению, идея "глобальных лицензий" - "абсолютно пропиратская история": "Допустим, ты пиратский сайт, на тебя наезжает Роскомнадзор, правообладатели, тебя пытаются заблокировать, тебе приходится как-то извиваться. Вводится "глобальная лицензия" - все, ты теперь весь свой трафик монетизируешь совершенно легально". При этом, уверяет Бырдин, современная техника не в состоянии подсчитать зашифрованный трафик (в "торрентах" и других анонимных сервисах), а его доля активно растет с каждым годом во всем Интернете. "Если бы эта логика была применена в театре: приходит директор, который занимается приемом денег за исполнение, а кассир ему говорит: "Мы точно помним, что были люди в зале. Правая часть зала была полная, а левая - не знаем". Погрешность расчета вознаграждения составляет примерно 50%", - резюмирует гендиректор "Интернет-видео".

По данным руководителя проектов ОАО "ГипросвязьЬ" Алексея Иванова, объем зашифрованного трафика в Сети с каждым годом удваивается. К тому же стоимость оборудования, которое придется закупать для реализации планов РСП, может достигнуть, по словам специалиста, $5 млрд.

В конечном итоге, если проект "глобальных лицензий" и будет реализован, то под его действие подпадут только те правообладатели, которые не стремятся защищать свои интересы в Сети, констатирует замдиректора департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк.

"Мы сейчас все находимся в некоем кризисном состоянии (и наша экономика, и политические условия), и изменять правила игры во время кризисных явлений - это не очень правильно, -говорит чиновник. - Причем в любую сторону - как в пользу правообладателей, так и в пользу площадок. Любое регулирование создает некую неопределенность". Он заверил, что в Минкомсвязи в ближайшее время не планируют изменять законодательство, регламентирующее авторские права и интернет-технологии.

Член комитета Госдумы по безопасности Илья Костунов также раскритиковал идею РСП. По его мнению, налог на Интернет уже стал "каким-то мемом".

"Возьмем пример с пирожками. Заплатить за вход в булочную, где вы будете выбирать пирожки. Но дело в том, что там лежат пирожки и плохие, и хорошие, тем более хорошие пирожки из этой булочной быстро исчезнут", - сказал парламентарий и заверил, что введения налога на интернет он "точно не хочет".

Президент "Фонда информационной демократии" Илья Массух считает, что "налог на Интернет" приведет к хаосу в Сети: "Идея налога на Интернет подразумевает под собой, что мы все воруем. Поймать нас нельзя, поэтому давайте просто за вход платить. То же самое происходит на дорогах. Нет таких людей, которые не нарушают скорость или какие-то правила. Давайте мы сразу в год по 5 тысяч с водителей будем брать. Что будет твориться на дорогах? На дорогах будет ужас тихий. И мы ни к чему не приучим водителей".