Так называется статья во французской газете Фигаро (7 марта 2014 г.), а речь в ней идет не о российском, а о французском Вебе. На вопросы издания отвечает эксперт по международным проблемам Парижского Института политических наук (Sciences Po) Пьер-Анри д'Аргансон.
- В комментариях к публикациям Фигаро и других новостных сайтов можно видеть много позитивных или очень позитивных откликов по отношению к Владимиру Путину. Как это объяснить? Не является ли это реакцией пользователей интернета на определенную антипатию СМИ-мейнстрима против Путина?
- Часть этой реакции объясняется пророссийскими симпатиями, особенно свойственными Франции среди членов движения голлистов и сторонников суверенитета (независимой внешней политики Франции). Это идет от нашей геополитической традиции реверсного союза между Францией и Россией и выражает видение международных отношений, независимых от федералистского атлантического проекта.
Но это очень удобное объяснение для тех, кто хочет высмеять пророссийские чувства. На самом деле то, что бросается в глаза в реакциях на украинский кризис, - это не только количество "прорусских" высказываний, а скорее неявный отказ многих французов на посылаемый им со стороны СМИ сигнал воспринимать путинскую Россию как лагерь Зла. Это массовое интеллектуальное восстание против царящего идеологического заказа. Интернет облегчает его, либерализуя высказывания, и оно будет все более нарастать против навязываемых обществу обязательных позиций по тому или иному вопросу.
- Какие качества Путина как политического деятеля привлекательны для пользователей?
- Очевидно, впечатляет "мужественность персонажа с сочетанием хладнокровия и смелой воинственности, но опять же реальная причина в другом. В коллективном бессознательном французского общества Владимир Путин вызывает образ Людовика XIV абсолютистского, авторитарного правителя, при этом способного защитить народ против сильных мира сего. Медиа "мейнстрим" не понимают этого. Когда Владимир Путин посадил в тюрьму олигарха Михаила Ходорковского, люди ассоциировали это с арестом Людовиком XIV могущественного супериндентанта финансов, расхитителя казны Фуке.
Что говорят французы, критикуя нашу политическую систему? Что она дала власть олигархии, баронству, транснациональным корпорациям, лоббистам, разрушающим европейские правила и абсолютно неподконтрольным обществу. Что наш политический класс постоянно твердит о "демократии" и "правах человека", но в действительности бессилен или конформичен. Популярность Путина показывает, что народ (не элиты) склонен видеть в своих руководителях защитников. И в этом случае он согласен предоставить им инструменты контроля над судьбой нации.
- Тем не менее недавний опрос показал, что только 14 % французов хорошо относятся к Владимиру Путину. Как это понимать на фоне комментариев пользователей Сети?
- С опросами надо быть осторожнее. В том же опросе 72% респондентов считают его "энергичным и 56% - защитником интересов своей страны". Это то, что ценится в комментариях. Даже те, кто не любят Путина, признают его как великого лидера, который останется в истории России.