Перестройка и тролли

Перестройка и тролли
09.06.2015 | 1:58

На Тверской улице в Москве вывесили большой плакат с изображением Михаила Горбачева и Алексея Кудрина. На плакате написано: России снова нужна перестройка. Спасибо, нам еще от первой икается. Такой была реакция государственных троллей, специализирующихся на критике оппозиции, на публикацию фондом Горбачева и Комитетом гражданских инициатив доклада, посвященного тридцатилетию начала тех реформ. Получается, что хороший был доклад, актуальный даже тролли по нему отработали. Кстати, ради этого им пришлось атаковать персонально Кудрина, многолетнего соратника Путина, преследование которого прежде находилось под строгим запретом.

Своей цели фонд Горбачева добился вернул в общественную повестку дискуссию о перестройке, ее наследии и ее, если так можно выразиться, будущем. Еще полгода назад это казалось бы совсем неуместным какая перестройка, когда мы идем от победы к победе? Теперь у людей становится больше вопросов: в самом деле, что же все-таки случилось со страной и нами за эти десятилетия?

Вся перестройка в сущности сводилась к четырем вещам. Во-первых, в стране были проведены первые за много десятилетий честные выборы. Во-вторых, в результате действий Горбачева пропал страх военного столкновения СССР с Западом. В-третьих, была снята политическая цензура и все острые темы можно было обсуждать открыто. Наконец, советские граждане получили право на свободный выезд за рубеж. Любопытно, к какому из этих четырех пунктов у нынешних троллей больше всего претензий.

Хотя они в определенном смысле твердо стоят на почве фактов и не без оснований намекают о несовместимости подобных принципов общественного устройства с актуальной Россией. Потому что все эти достижения перестройки к 2015 году фактически демонтированы. Нет у нас ни выборов, ни гласности, зато есть радиоактивный пепел. Остался вроде бы пока выезд за рубеж, но и то это уже не касается значительной части граждан, например, полицейских.

При этом прямо сказать, что мы теперь выступаем против демократии и мира, но за цензуру и новый железный занавес, наши тролли как-то до сих пор не осмеливаются. Мы говорим, что демократия у нас, конечно, есть, но своя. И борьба за мир есть, но только особенная, недоступная какому-нибудь немцу. И свобода прессы есть, но тоже не как у всех. Так вот перестройка в этой государственной картине мира встает троллям поперек горла.

Оказывается, в России может все быть как у людей, демократия как демократия и далее по списку. И более того, организовать человеческую жизнь могут вовсе не какие-то там оранжевые революционеры, а наоборот, высшая элита страны, которая к тому моменту правила ею почти семь десятилетий. То есть уже воспоминания о той старой перестройке рушат всю нынешнюю госмифологию. Что же будет, если начнется новая, если хотя бы на минуту задуматься о такой возможности? Весь нынешний морок, поддержанный штыками, ложью и апатией, исчезнет в считаные минуты, как поколение назад превратились в тень могущественные КПСС и КГБ.

К концу советской эпохи даже самым последовательным консерваторам было ясно, что изменения необходимы. Позднее советское общество, уставшее от собственного лицемерия, существовало под лозунгом Так жить нельзя одноименный документальный фильм в 1990 году был снят режиссером Станиславом Говорухиным. Нынешняя динамика общественных настроений показывает, что на собственных ошибках, даже совсем недавних, мы учиться не хотим. И что теперь снова нужно сделать из России место, непригодное для жизни, чтобы мы вспомнили, наконец, зачем тридцать лет назад нам потребовалась перестройка.