Оппозиция будет ловить своего избирателя в Сети

Оппозиция будет ловить своего избирателя в Сети
13.11.2013 | 11:58

Если судить по последнему опросу Левада-центра, то эра господства громоздкого государственного телевидения медленно, но верно движется к закату. Пропагандистские танки в лице основных федеральных телеканалов еще подминают под себя зрителей, но только тех, которые не могут оторваться от экранов. А до других, которые ушли за новостями и развлечениями в интернет, им уже не добраться.

Интернет не только все успешнее заменяет телевидение, но и предлагает новые услуги, которых у того нет и быть не может, такие как общение и поиск информации. Социальные сети, электронная почта и функция справочники на все случаи жизни могут существовать только в интернете. Люди, предпочитающие лишь телевизор, сильно обделяют себя другими возможностями.

Роль телевидения, которое все еще имеет очень устойчивые позиции на информационном рынке, через пару поколений может существенно ослабеть и скукожиться, словно шагреневая кожа, когда уйдут старшие зрители, приученные черпать главные новости с вечернего голубого экрана. К этому времени новости уже даже не второй, а третьей-четвертой свежести. Остальные захотят узнавать о них через пять минут после того, как событие произошло, что может обеспечить только интернет. У телевизоров останутся разве что любители сериалов, ток-шоу с бессмысленной попсой и жестяного голоса того диктора с НТВ, который анонсирует всякие мусорные передачи.

Уже сегодня интернет все больше конкурирует в формировании общественного мнения с контролируемыми властью телеканалами. Если судить по успеху Алексея Навального, который целиком и полностью вышел из интернета, на недавних мэрских выборах в Москве, у интернета большое будущее для вынашивания политических лидеров.

Нельзя сказать, что такое положение не тревожит власть. Если раньше для того, чтобы владеть умами и собирать в свою житницу всеобщую любовь и поддержку, ей достаточно было контролировать основные телеканалы и настроить их по единому камертону, то с интернетом эта схема не работает. Денег не хватит приручить все сайты, которых слишком много, и разбросаны они по всему миру, а не только в России. Тем не менее, социологи отмечают, что все чаще появляется информация об ограничениях свободы действий в Рунете.

А рост популярности интернета в России хоть и несколько замедлился, но остается стремительным. Согласно результатам социсследования, в настоящее время 59% граждан РФ ежедневно или несколько раз в неделю пользуются интернетом, 6% пользуются не так часто, а 38% не бывают в Сети.

Насчет последних можно не сомневаться, что пользовались бы и они, но существующие линии связи в местах их проживания делают выход в интернет либо дорогим и медленным (через мобильных операторов), либо очень затрудненным. Во всяком случае, сейчас нельзя встретить человека, который бы заявил, что интернет это плохо и ему не требуется.

В Левада-центре установили, что за последние два года количество посетителей интернета в России возросло на 10%. Среди граждан с высшим образованием пользуются Сетью уже 82%, а с образованием ниже среднего 45%. Больше всего приверженцев интернета в Москве (80%), а меньше всего среди сельских жителей (51%).

На селе чаще всего никаких кабельных провайдеров не существует, а в интернет люди выходят по USB-модемам через мобильных операторов. Как правило, там стоит базовая станция только одного из них, которая обеспечивает выход в Сеть по остаточному принципу (телефонные разговоры для нее в приоритете), на низкой скорости и по не очень гуманным расценкам. Будь картина иной, и на селе имелось бы ровно столько же пользователей интернета, как и в городах.

Ну а что же ищут граждане в Сети? До недавнего времени бытовало мнение, неизвестно кем вброшенное, что порнушку. Но нет, говорят социологи: 71% идут туда за информацией, 66% за общением, развлекаются только 47%, а узнают новости 42%. При этом каждый четвертый стремится с помощью Сети разобраться, что происходит в стране и за рубежом.

В последнее время несколько изменились и интересы пользователей. Так, заметно больше они стали следить по интернету за последними новостями и анализом событий в стране и за рубежом. Цели пользования интернетом различаются в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе, отмечают в Левада-центре.

Видят в интернете справочник руководители, управленцы, специалисты, студенты и в целом граждане с высшим образованием и высоким потребительским статусом, жители Москвы и городов с населением более 500 000 человек. Рассматривают Сеть как универсальную газету учащиеся, студенты, руководители, специалисты в основном мужчины.

Как ни странно, граждане почему-то обеспокоены, чтобы их в интернете никто не узнал. Для 58% опрошенных это важно в той или иной степени. И только каждый пятый ответил, что его это не очень волнует или не волнует вообще. Шифруются чаще всего руководители, управленцы, студенты, учащиеся, служащие, специалисты и предприниматели. Хочется верить, что не по причине использования на форумах нецензурной лексики в адрес собеседника, что в Рунете довольно распространенное явление.

Власти, впрочем, волнует не это, а то, что коллективный мозг народа начал выходить из-под обаяния телевидения. В настоящее время при почти тотальном контроле властной вертикали основных каналов телевидения, формирующих общественное мнение большинства граждан по социально-политическим проблемам, интернет начинает становиться их реальным конкурентом. Вполне вероятно с использованием возможностей интернета создание оппозиционных политических партий, способных уже на ближайших выборах преодолеть процентный барьер и быть представленными в Госдуме влиятельными фракциями, делают вывод социологи Левада-центра.

Отсюда и их трогательная забота о том, чтобы в Сети никто не матерился, не демонстрировал неприличные места и вообще не смущал традиционную мораль. Все чаще в СМИ появляется информация об ограничениях свободы различного рода обмена информации в Рунете, констатируют социологи. На деле, скорее всего, идет отработка различных методик нейтрализации политических угроз, исходящих из интернета.

Рост популярности интернета позволяет сделать и еще один вывод: граждан не очень тревожат случаи тотальной слежки, которую спецслужбы США практикуют в Сети. В августе 2013 года ВЦИОМ решил выяснить, как россияне относятся к разоблачениям экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, обнажившим эту проблему. По мнению большинства респондентов (52%), бывший разведчик преследовал благие цели и хотел открыть людям глаза, а не дискредитировать США.