Случайные детали и утечки информации зачастую складываются в стройную картину, которую политики хотели бы скрыть. Именно утечки считаются одним из тяжелых видов вооружения информационной войны - неназванным источникам зачастую верят больше, чем названным.
Так было в истории с Уотергейтом, из-за которой президенту Никсону пришлось уйти в отставку. Вероятно, именно поэтому любителям конспирологии, выстраивающим теории заговора, всегда альтернативные официальным заявлениям, во Франции предлагают перекрыть кислород - ведь, судя по отчету аналитического центра французских социалистов, Фонда Жореса, конспирология дестабилизирует общество.
Убийство карикатуристов из французского сатирического издания "Charlie Hebdo" всколыхнуло волну протестов французского общества против исламского экстремизма. Но трагедия породила и немало слухов вокруг расследования. Некоторые журналисты, припомнили и то, что в официальной версии следствия было много нестыковок, и то, что комиссар полиции Эльрик Фреду, расследовавший теракт, через три дня застрелился на рабочем месте. Говорили, что это провокация ЦРУ. Другие сторонники теории заговора намекали даже на то, что после трагедии рейтинг французского президента, прежде стремящийся к нулю, вырос сразу на 21 пункт. Словом, жили себе во Франции конспирологи, никому не мешали, строили свои альтернативные версии обо всем и вся, но с той поры не сложились у них отношения с президентом.
"Многие люди поняли, что правительство им лжет, скрывая что-то важное о связи убийц с секретными службами и не только. Правительство чувствует шаткость своего положения. Я не сомневаюсь, что дело идет к преследованию инакомыслящих", - говорит политолог и журналист Тьерри Мейсан.
Буквально через две недели после теракта Франсуа Олланд дал понять, что "конспирология" опасна, и что, например, нацизм Гитлера опирался на антисемитскую теорию мирового заговора евреев. И что блогеров пора обуздать.
"Необходимо принимать решения на европейском уровне, и даже на международном с тем, чтобы определить юридические рамки и обязанности интернет-ресурсов, на базе которых функционируют социальные сети, а в случае их несоблюдения ввести в их отношении санкции", - сказал французский президент.
Во Франции, как и в большинстве нормальных стран, общество отвергает антисемитизм. Но причем здесь это явление, когда речь идет о тех, кто всего-навсего не доверяет официальным трактовкам событий в стране? Элегантным сравнение явно не назовешь. Но тогда на это никто не внимания обратил. С кем не бывает? Но вскоре французский Фонд Жана Жореса - аналитический центр партии социалистов, членом, которой состоит Олланд, опубликовал доклад "Теория заговора: текущая ситуация", где говорится об опасности, "конспирологии" для французского общества. А к ней отнесены вообще все, кто имеет мнение, отличное от западной пропаганды.
"Это разношёрстное движение, сильно смахивающее на движение нигилистов, в котором поклонники Уго Чавеса соседствуют с ярыми приверженцами Владимира Путина. Это среда с сомнительной репутацией, в которую входят бывшие члены левых и крайне правых партий, то есть, "возмущённые", сепаратисты, национал-революционеры, ультра-националисты, почитатели Третьего Рейха, борцы против вакцинации, сторонники азартных игр, ревизионисты 11 сентября, антисионисты, афроцентристы, сюрвивалисты, адепты "альтернативной медицины", агенты влияния иранского режима, католические или исламские интегристы", - говорится в отчете.
Иначе говоря, зачем спорить и что-то доказывать политическим оппонентам, если достаточно поставить их на одну планку с теми, кто верит, например, в нашествие инопланетян. А рядом поставить злодеев всех мастей и назвать все это одним словом - "конспирология".
"Они внушают мысль, что любая идеология, отличная от официальной, есть конспирология и ревизионизм. Они пользуются этой подменой понятий, чтобы помешать людям свободно мыслить и делиться своими соображениями. Что касается России, именно она предотвратила вторжение США в Сирию. Она против НАТОвской экспансии на своих границах. Не подчиняется США, в отличие от многих. Ведь это США с военным бюджетом, как у всего остального мира, развязывают войны. Об этом говорят наши диссиденты. А французские власти и их СМИ пытаются всех убеждать, что главная опасность исходит именно из России", - говорит социолог и писатель Ален Сораль.
Конечно, под маркой "теории заговора" скрывается немало мусора и просто параноидального бреда. Но так называют и вполне жизнеспособные версии исторических событий, чтобы властям было проще их игнорировать. Например, никто не опроверг вполне логично выстроенную версию событий 11 сентября 2001 года в фильме "Фаренгейт 9/11" режиссера Майкла Мура о том, что теракт был результатом сговора администрации Буша и Саудовской Аравии с целью создать повод для вторжения в Ирак. Кто бы мог поверить еще 15 лет назад, что ЦРУ намеревалось сбить американский пассажирский самолет над Кубой, чтобы использовать это для нападения на остров во время Карибского кризиса. Но именно это следует из рассекреченных за давностью лет официальных документов ЦРУ.
Неудивительно, что этот почерк показался кому-то знакомым, когда над Донбассом был сбит малазийский "Боинг". Итальянский журналист Джульето Кьеза тоже заметил: на Западе слово "конспиролог" стало ругательным, а чтобы им прослыть, достаточно самостоятельно мыслить.
"Обама и американские руководители, и европейские руководители, и все европейские газеты и журналы и телевидение писали, что это русские или Путин. Ну да, Путин. Откуда у вас есть такая информация? Ниоткуда нет официальной информации. Есть только ваши домыслы. А если я говорю, что это домыслы, они не могут сказать, что я конспиролог. Тебе выставляют вот этот ярлык, а этот ярлык препятствует, чтобы люди могли тебя слушать откровенно и доверчиво. Эта операция довольно сложная и довольно хитрая и для многих функционирует, действует", - говорит журналист.
Как по заготовленной шпаргалке, украинские и западные СМИ с первых минут после катастрофы твердят о вине России. И снова знакомый почерк: аргументы о том, что выгодна эта катастрофа была Киеву, то, что Украина не предоставила международной комиссии данных о полетах своей авиации в этот день, то, что силы ПВО Украины в этот день были приведены в боевую готовность, на Западе никто как будто не слышит. Зато периодически происходят информационные вбросы, подобные недавнему сообщению агентства "Рейтер". При ближайшем рассмотрении статья с сенсационными свидетельствами очевидцев трагедии оказалась очередной развесистой клюквой. Автор явно не заметил, что свидетели противоречат друг другу и здравому смыслу.
Сначала статья безапелляционно указывает, что ЗРК "Бук" был доставлен 17 июля в подконтрольный сепаратистам город Снежное и установлен в 7 километрах к северу от хутора Красный Октябрь.
На карте обозначено место падения "Боинга" у села Грабово, село Снежное и хутор Красный Октябрь, где опрошены свидетели.
Автор пишет: "Думали сначала, что самолет падает. А оно как ракета", - сказала 45-летняя Коваленко, которая также сказала, что затем она видела дым, идущий со стороны шахты "Прогресс" в Торезе, городе в 9,5 километрах к северо-западу от хутора.
Снова смотрим на карту: женщина, по словам автора, утверждает, что дым от ракеты шел со стороны поселка Торез. Снежное находится совсем в другой стороне. Но в этой же статье, очевидцы утверждают, что ЗРК "Бук" видели у Снежного. Еще цитата из заметки "Рейтер": "Ее 14-летняя дочь Анастасия сказала, что видела ракету, летевшую над хутором, и затем самолет, который, по ее словам, взорвался в небе".
Привязываем показания девочки к карте. Ракета, по ее словам, пролетела над Красным Октябрем и сбила самолет. Но село Грабово, где упал лайнер, находится в 21 километре от хутора, где находилась в этот момент девочка. На таком расстоянии и учитывая то, что в этот день над районом была низкая плотная облачность, увидеть момент катастрофы из Красного Октября было просто невозможно. Подобных нестыковок в статье достаточно, чтобы предположить - факты в который раз подгоняли под заранее утвержденную версию.
"Силы, которые стоят у руля многих стран, предпочитают держать свое население в глубоком неведении о том, что на самом деле происходит, потому что их самый большой страх - это образованный народ, который задает неудобные вопросы. В той же компании Google уже создана новая система, где список сайтов в поиске формируется не из количества посещений, а исходя из того, насколько информации можно доверять. Кто это определяет, чему можно доверять? Это будет определять Google. Это, по сути, цензура", - полагает независимый журналист, экс-сотрудник Агентства национальной безопасности США Уэйн Мэдсон.
Есть все основания полагать, что администрация Барака Обамы давно и всерьез озаботилась методами борьбы в СМИ и интернете с неугодными трактовками. Еще в 2008 году помощник президента Обамы Касс Санстейн подготовил 30-страничный доклад о методах борьбы с нежелательными трактовками событий в Сети.
"В 2008 году советники Обамы пришли к выводу, что с так называемой "конспирологией" можно бороться, только внедрившись в ее пространство и исказив его содержание изнутри, и с тех пор тысячи людей пишут в форумах в интересах США. И там, и во Франции, и в России массово придумывают самые невероятные теории, чтобы потопить в этом мусоре любое здравое мнение альтернативное официальному", - говорит журналист Тьерри Мейсан.
Чтобы понять, как это работает, достаточно вспомнить, что еще лет 10 назад любой журналист, говорящий об американских планах мирового господства, рисковал прослыть маргиналом "конспирологом". Сегодня Вашингтон, заявляет о подобных планах вполне открыто.
"Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Там черным по белому прописано американское мировое лидерство с вмешательством внутренние дела почти всего мира. И перечень стран непосредственно, как и технологии, указаны, это уже фактически не заговор, а фактически проектные воплощения того, о чем говорили многие конспирологи и рассматривали это в качестве темы заговора", - говорит историк и политолог Вардан Багдасарян.
Фирменный американский стиль бездоказательных утверждений и демонстративного игнорирования объективных фактов даже вопреки здравому смыслу узнаваем и на брифингах Госдепартамента и подходе к информации телеканалов, и даже на заседаниях Совета Безопасности ООН. В лучших традициях "конспирологиии" осталось добавить, что представитель США в Совбезе Саманта Пауэр замужем не за кем иным, как за Кассом Санстейном, тем самым автором доклада 2008 года о борьбе с теориями заговора.