Налог на контент

Налог на контент
13.11.2014 | 21:53

Сразу пять министерств: Минкульт, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфин иМинюст до5 декабря должны подготовить предложения повведению авторского сбора соператоров связи. Такое распоряжение отдал первый вице-премьер правительства РоссииИгорь Шувалов.

Произошло это с подачи Российского союза правообладателей воглаве сНикитой Михалковым, который предложилбороться с пиратством в интернетес помощью так называемой глобальной лицензии, которую должны будут получать операторы связи, оплачивая фиксированный сбор впользу правообладателей. Речь может идти осумме от1 до3 долларов врасчете накаждого абонента вгод. Авторы концепции считают, что взносы с операторов должна собирать организация поколлективному управлению авторскими исмежными правами, аккредитованная государством. Скептики уже назвали эту инициативу "налогом на интернет", отметив, что в случае принятия соответствующего законавозрастет стоимость услуг связи.

Идея с глобальным лицензированием и не совсем свежая, и не своевременная, поскольку есть немало критериев, которые должны быть определены, прежде чем говорить о каком-то сборе или отчислении за потребление или за предоставления доступа к контенту, говорит специалист в области авторского права, юрист Андрей Миронов. Сегодня есть масса разнообразных бизнес-моделей поведения, распространения легального контента и его потребления. И предложение нагружать именно операторов, а я так понимаю из этой концепции операторов связи, какими-то дополнительными обязанностями или требованиями совершать какие-то дополнительные отчисления, не выглядит ни проработанным, ни достаточно законным.

Андрей Миронов напомнил, что в настоящее время в России существуют музыкальные сервера, например "Яндекс.Музыка" или "Муз.ру", которые работают напрямую с компаниями-правообладателями. Они уже платят вознаграждение за право распространять музыкальные произведения в интернете, причем перечисляют деньги непосредственно компаниям-правообладателям, звукозаписывающим компаниям. Похожая ситуация с компаниями, представляющим в интернете доступ к видео и телевизионному контенту. Правообладателям, например, делают отчисления разнообразные онлайновые кинозалы, которым пользователь платит за доступ либо к конкретным произведениям, либо абонентскую плату. И здесь вопросы движения средств, правомерности просмотра или правомерности потребления контента уже решены. А в случае введения так называемой глобальной лицензии получится, что в конечном счете потребитель заплатит дважды, поскольку услуги связи при таких условиях наверняка подорожают.

Кроме того нововведение может нарушить интересы и некоторых правообладателей, например, части документалистов, которые хотят, чтобы их фильмы распространялись свободно, потому что считают свои работы социально значимыми. А в случае введения глобальной лицензии, оператор связи де-факто заплатит за подобный контент.

Проблема в отсутствии понимания, что именно считать платным контентом, что такое плата за доступ к контентуи как существовать в данном случае контенту, который, по мнению его создателей, должен свободно и без взимания платы распространяться в сети и во всех других средах, подчеркивает Андрей Миронов.