На троллей реагировать нельзя

На троллей реагировать нельзя
25.06.2015 | 11:43

Вчера на Культурной революции бывший наш министр культуры Швыдкой обсуждал троллинг. Основная мысль: на троллинг реагировать нельзя. Почему?

Во-первых, потому что они занимаются этим профессионально, а мы нет, и потому проигрываем.

Во-вторых, потому что ввязывание в скандал будит в твоей собственной душе такое, что тебе самому делает неприятно.

На это кто-то из деятелей культуры ответил, что это испытание, которое надо пройти, я бы так сказал, русскому писателю. Что не вызвало у Швыдкого восторга...

В советское время подлый трус Леопольд тоже призывал: ребята, давайте жить дружно... И где он вместе с Союзом?

И все же, троллинг процветает. Свобода СМИ повела к разгулу обгаживания всего, что ценно для людей, соответственно, в России - всего ценного для России и всякого ценного для России человека. И что делать?

Просто терпеть молча, отворачиваясь от летящей в тебя грязи? Мол, собака лает, а караван идет. Или воевать и уничтожать? Но то, что издевательства и откровенная ложь, которую используют тролли, цепляет, не дает возможности его не замечать. С психологической точки зрения совершенно неважно, как ты занят оскорблением: крича или скрывая обиду. ТЫ ИМ ЗАНЯТ!

Что может посоветовать прикладная психология в подобных случаях?

Вопрос этот, с одной стороны, является принципиальным, с другой, вполне техническим. Кстати, решается он, к сведению бывшего министра, средствами именно культуры. Только понимать ее надо не так, как она понималась при нем или при сегодняшнем министре. Не как культурность, то есть не как культурку элитарного сообщества особо продвинутых деятелей.

Культура, если переводить это слово с латыни, исходно означает любое отличие человеческого общества от природы. Иначе говоря, когда вы едете с этнографической экспедицией к самым отсталым, вы едете изучать именно культуру. И то, что деятели культурности относятся к простому мужику свысока - это не действительный признак наличия культуры или даже ее отсутствия.

Презрение к своему народу и снобизм - это как раз такая культура у людей культурных. И если вы вдумаетесь, то троллинг - ее детище.

Так вот, не обращать внимание на троллинг до тех пор, пока он действительно не перестал тебя трогать, невозможно, а потому вредно. Как любая сдержанность. Троллинг существует во всем мире, но какое нам дело до мира?! Россия, за исключением как раз деятелей культуры, живет своей жизнью. И жизнь эта так или иначе связана с чем-то, что принято называть загадочной русской душой.

Понятие это сложное, но одной из его частей является и самоощущение себя народом-богоносцем, что ведет к повышенной требовательности к своим вождям любого уровня. Другая часть названа Достоевским и непроизвольно запоминается русскими людьми при чтении: пострадать охота! И есть еще такая часть, как миф о вечном развенчании.

Мы должны развенчивать тех, кто вызвался говорить от нашего имени или вести нас. Где те отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?!

Развенчание - это проверка на качество и прочность. Как пойти за человеком, который сломается? И это, безусловно, предложение очиститься.

Было время, когда мы могли очищаться, исповедуясь или уходя в монастыри. Но век назад нам такую культуру сломали. И долго не давали говорить.

И вот пришел великий троллинг, и тролли предлагают: либо не высовывайся, либо очищайся и подымайся до того уровня, который заявляешь. Хватит потемкинских деревень, хватит брежневской лжи, пора жить по-настоящему! Тролли - это действительно люди, избравшие прожить это воплощение бесами, а бесы - это те помощники, которые искушают святых.

Что будет с бесами, и сумеют ли они избежать ада, не наше дело. Многие из них просто продаются за деньги тем, кто нанимает их как врагов России. Обычная продажа души. Поэтому свое они получат, если, конечно, наша доблестная Госбезопасность не разглядит в них наймитов империализма раньше.

Но это не важно.

Важно лишь то, что до тех пор, пока у обгаженного деятеля культуры в душе в ответ на обгаживание клокочет, он может сколько угодно изображать, что занимает позицию выше, занят же он будет только тем, что ранило душу.

Способность не обращать внимание на троллей не может быть достигнута усилием, она должна стать культурой. А для этого, как это ни чужеродно прозвучит для культуры, человек культурный должен овладеть определенной техникой, в смысле философского технэ, искусства, подобного любым аскетическим упражнениям, которое позволит ему очиститься от того, что отзывается в собственной душе.

Техника эта достаточно проста, но трудоемка.

Поэтому сначала надо решить принципиальный вопрос: а надо ли тебе это? Надо ли тебе становиться тем, кто ведет и кто виден? Может, спрятаться в ту нору, из которой высунулся?

Для того, чтобы состояние было как у каравана, на который лает собака, караван все же должен идти. Советские деятели культуры, которые громком кричали, требуя свободу, как-то все стухли после девяносто первого года. Сказать оказалось нечего.

Так и сейчас: можно и высунуться, а зачем? Что ты хочешь сказать или сделать? Куда пойдем мы с караваном?

Если ответ на этот вопрос существует для вас, хотя бы внутренне, поскольку не все святое надо выбалтывать перед мерзавцами, чтобы они обгаживали, что-то лучше просто делать, чтобы судили по делам.

Так вот, если есть то, ради чего стоит пройти сквозь этот адский мир, куда мы попали, насквозь, можно поговорить и о технике, и об искусстве работы над собой.