В скором времени в Китае появится новая официальная должность для интернет-комментаторов. Она будет называться: аналитик общественного мнения.
Как объявила государственная газета Peoples Daily, с 14 по 18 октября в стране пройдёт первый семинар для подобных специалистов. Их будут учить анализировать общественное мнение в сети, а также им управлять. По окончанию курса самым способным обещают выдать сертификаты и устроить на официальную работу.
По некоторым данным, в Китае в этой области задействовано около двух миллионов человек. В основном, они работают в департаментах Министерства пропаганды или в коммерческих компаниях.
В их задачу входит удаление из Сети так называемой чувствительной информации, осуществление Интернет-цензуры в отношении запрещённых партией ключевых слов и словосочетаний, публикация комментариев, которые бы поддерживали политику властей, и многое другое.
[Лю Имин, редактор колонки в Deutsche Welle]:
Я думаю, что цель обучения следить за деятельностью пользователей, контролировать общественное мнение и сохранять авторитарное правление.
В небольших уездах отслеживание деятельности в Сети достаточно простое. Специалистам просто нужно ввести название их области в китайские поисковые системы и посмотреть, что пишут пользователи сети. После этого они составляют отчёт для властей уезда.
Что касается общенационального общественного мнения, то аналитики этого уровня проделывают более сложную работу. Они используют поисковых роботов, чтобы систематически искать или обновлять содержание мировой паутины. Они регистрируют в поисковиках нужную информацию, а также собирают данные о настроениях Интернет-сообщества.
[Лю Имин, редактор колонки в Deutsche Welle]:
На поверхности это может помочь режиму краткосрочно сохранить власть. Но в долгосрочной перспективе это плохо и для людей, и даже для самой компартии. Это идёт вразрез с ходом истории.
При этом в формировании общественного мнения заинтересованы не только центральные власти, но и местные. Чиновники на местах обязаны подавлять всякого рода народные выступления, поэтому им важно знать общественное мнение и своевременно оказывать на него влияние. Из-за этого в стране растёт число частных компаний, которые предлагают услуги по поиску и удалению информации в Интернете, а также публикуют заказные комментарии.