Российская армия начала готовиться к цифровой эре. Временно исполняющий обязанности начальника главного управления связи Вооруженных сил России генерал-майор Халил Арсланов сообщил, что Министерство обороны уже ведет работы по оснащению казарм с военнослужащими доступом к интернету.
Некоторые компьютеры Миноброны уже сейчас подключены к глобальной сети, однако солдаты и офицеры в личных целях пользуются только собственными устройствами как правило, это сотовые телефоны с возможностью выхода в интернет. По данным Арсланова, четыре из пяти призывников уже сейчас спокойно выходят в интернет через свой телефон, в ближайшем будущем они смогут пользоваться этой услугой бесплатно.
Также в скором времени российские военнослужащие получат военный планшет. Это чудо техники, называемое также тактическим терминалом, будет оснащено чипами ГЛОНАСС и GPS для приема сигналов с навигационных спутников и цифровым магнитным компасом. Благодаря тактическому терминалу командование сможет упростить схему управления бойцами, а военнослужащие получат отличный компьютер для прикладных расчетных задач, что увеличивает боевые возможности солдат, повышая живучесть и мобильность в ходе боя.
Более того, к 2020 году Министерство обороны планирует оснастить около двух тысяч своих объектов новейшим цифровым телекоммуникационным оборудованием. В настоящий момент таким оборудованием оснащены чуть меньше тысячи объектов, из них 192 были включены в сеть в этом году.
Подключение сотен объектов Минобороны к сети ведется с 2009 года. При этом обеспечивается высококачественная открытая и закрытая телефонная связь, доступ к автоматизированным системам управления, системе обмена электронной корреспонденцией и дополнительные возможности: проведение аудио- и видеоконференций, доступ к интернету. Кроме того, разрозненные пункты управления логически объединяются в единую ведомственную мультисервисную сеть, заявил генерал-майор Арсланов.
Специалисты Министерства обороны также работают над созданием Единой системы спутниковой связи нового поколения (ЕССС-3), которая позволит обеспечить должный уровень секретности и помехозащиты для переговоров руководителей страны.
Эта же система будет использоваться для связи с военно-техническими системами и автоматизированными системами управления войсками и оружием.
В конечном счете российская армия должна преобразиться: каждый солдат будет иметь под рукой планшет, в казарме интернет, а командование сможет управлять боевыми машинами не выходя из здания штаба. Фактически это и есть цифровая армия, о которой так мечтают военные и на создание которой выделяются сотни миллиардов рублей.
Интересно, что в отличие от оружия, продажи которого строго регулируются законами, цифровая техника, фактически, доступна каждому, причем стоит она не слишком дорого.
Услуги спутниковой навигации людям, фактически, предоставляют оборонные ведомства. Американская GPS создавалась для нужд армии, впрочем, как и отечественная Глобальная навигационная спутниковая система, ГЛОНАСС. Однако это не отменяет того факта, что любой смартфон стоимостью 200 долларов сможет отлично показать местоположение человека на карте. Кстати о картах: в населенных местах, таких как Московский регион, созданные на частные деньги карты, например публикуемые Яндексом, зачастую намного точнее и актуальней любых планов и схем из запасников Генштаба.
Зашифрованные аудио- и видеоконференции, которые так важны для управления армией, уже стали реальностью, причем бесплатно. Многие корпорации используют Skype для общения сотрудников, так как его защита достаточно устойчива к взломам. Фактически единственная возможность прослушать разговор написать от имени правительства официальный запрос в компанию Microsoft, то есть владельцу сервиса.
Даже в дистанционном контроле за техникой в целом нет ничего нового подобными системами управления можно оборудовать любую квартиру и через интернет, например, включать обогреватель или кондиционер перед возвращением домой.
Проблема использования всех этих технологий в армии в том, что, в целях безопасности, необходимо выстраивать для всего отдельную инфраструктуру. Так, военные могут пользоваться и городской телефонной сетью, но на случай ЧП для связи необходима своя собственная сеть. Отсюда необходимость создавать собственные телефонные станции и прокладывать километры кабелей.
В теории можно пользоваться и обычным интернетом. Но любая информация в глобальной паутине, в теории, может быть кем угодно перехвачена. Несмотря на то, что современные возможности шифрования позволяют защитить от взлома передаваемую информацию, желательно все-таки выстроить свою сеть, никак не связанную с интернетом.
И только спутниковая навигация так и остается в руках правительств разных стран. Возможно, если бы руководители Соединенных Штатов и СССР в свое время не начали создавать государственные системы спутниковой навигации, какие-нибудь частные компании сочли бы инвестиции в подобный проект выгодными и запустили бы на геостационарные орбиты несколько десятков спутников. Однако сейчас, когда спутники уже запущенны правительственными космическими агентствами, частные компании точно не будут этим заниматься. Что, впрочем, не мешает им выпускать новые устройства и программное обеспечение, которые используют все технические возможности существующей системы навигации.
В итоге военные технологии, которые всегда были на передовой научных исследований, сегодня идут в ногу со временем. И это, конечно, не может не радовать.