Как таможне договориться с интернет-торговлей

Как таможне договориться с интернет-торговлей
18.02.2014 | 2:08

Российское правительство хочет в очередной раз закрутить гайки, но боится последствий

Складывается впечатление, что российские власти толком не научились просчитывать свои действия не только на далекую перспективу, но и на два-три шага вперед. Это хорошо заметно по истории со вступлением во Всемирную торговую организацию и созданием Таможенного союза.

Долгих 18 лет Россия вела переговоры по вступлению в ВТО, а когда это наконец свершилось, начались сложности с подчинением общепринятым в ВТО правилам. Оказывается, свои извечные Я так хочу или Мы так решили надо соотносить с тем, что можно делать в сообществе, а что нельзя. История с вводом непонятного остальному миру утилизационного сбора сначала на иностранные, а потом и на отечественные автомобили тому показатель. Теперь его и отменять стыдно, и оставлять накладно. Но что-то делать надо, потому что автомобильные продажи падают каждый месяц, и куда девать оказавшихся лишними работников АвтоВАЗа, не знает никто.

Похожая картина сложилась с Таможенным союзом, где Россия как инициатор его создания должна вроде бы играть первую скрипку. Однако ноты выходят фальшивые. Решило правительство Медведева задрать до небес акцизы на спиртное и табак, а с партнерами не посоветовалось. Теперь в Белом доме на Краснопресненской набережной думают, что делать с поставками водки и сигарет из Казахстана и Белоруссии. Их производители и торговцы довольны растущим рынком сбыта в России. Отечественные изготовители только подсчитывают убытки и обращаются к премьеру и президенту с жалобами.

Новая волнующая тема интернет-торговля. По данным информационного ресурса East-West Digital News, этот сегмент рынка в России ежегодно растет в среднем на 25% и в 2013 году составил около 550 миллиардов рублей. Несмотря на отвратительную работу Почты России, примерно 30 миллионов наших соотечественников покупают различные товары с помощью интернета, причем как в российских сетевых магазинах, так и в иностранных.

Ныне действующие правила приобретения зарубежных товаров просты. Каждый гражданин беспошлинно может ежемесячно заказывать за границей всякой всячины на 1000 евро весом не более 31 килограмма. Все, что свыше того, облагается пошлиной.

Но в дело вмешалась таможня, у которой есть обязанности по пополнению федерального бюджета. ФТС давно не нравилось, что мимо нее проходят товары, не облагаемые налогом. В интервью Российской газете глава ведомства Андрей Бельянинов заявил: Сейчас посредством интернета в страну доставляют гигантские товарные партии. Это стало серьезным бизнесом. Товары оформляются на подставных физических лиц. Созданы базы паспортных данных. То есть образовались некие новые виртуальные челноки, действующие в обход таможенных правил и пошлин. За виртуальные поставки, которые растут как снежный ком, идут виртуальные расчеты, и, как правило, не через банки. Соответственно, не платятся ни налоги, ни таможенные пошлины.

Однако вместо того, чтобы наказать ушлых предпринимателей, ограничить в правах решили всех граждан. ФТС предложила снизить разрешенный беспошлинный ввоз посылок из-за рубежа стоимостью до 200 евро и весом до 10 килограммов в месяц. Как только в правительстве заговорили об ужесточении правил интернет-торговли, наши партнеры по Таможенному союзу оживились в предчувствии очередной доходной схемы и начали наперебой предлагать свои услуги россиянам.

Новые правила виртуальной торговли стали предметом разбирательства членов кабинета Медведева. В ходе дебатов по предложению Минфина сумму покупок решили подрезать еще больше до 150 евро в месяц, и на этом пока остановились.

В правительстве было обсуждение этого вопроса. Об основных идеях договорились. Единственное, что могу сказать, конкретные предложения по параметрам сейчас будут подготовлены Минфином с учетом результатов обсуждения, но важной составляющей являются наши переговоры с партнерами по Таможенному союзу относительно этих параметров, прокомментировал вице-премьер Аркадий Дворкович итоги обсуждения.

Осторожность Дворковича, да и всего правительства понятна. Недовольных ужесточением правил интернет-торговли миллионы. И активисты уже провели акции протеста в нескольких крупных городах. В Москве Общество защиты прав потребителей для организации митинга выбрало Болотную площадь. А кому в правительстве нужен новый скандал на Болотной? Со старыми еще не разобрались...

К тому же в конце января крупные логистические операторы DHL, FedEx, TNT, Pony Express, UPS, DPD выступили с неожиданным демаршем. Они заявили, что по новым, более жестким таможенным правилам, которые ФТС без особой огласки ввела с нового года, работать не будут.

В новых условиях объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение. Для индустрии экспресс-доставки сервис, предоставляемый нашим клиентам, сочетает в себе, в полном соответствии с местным законодательством, скорость, качество и надежность доставки, которые являются ключевыми элементами деятельности. Новый порядок делает невозможным оказание компаниями уровня сервиса, ожидаемого нашими клиентами, говорилось в заявлении.

Поскольку большинство из перечисленных компаний зарубежные, ФТС решила не связываться и быстро отыграла назад. В конце концов в России же борются за улучшение инвестклимата и условий предпринимательства. Через три дня компромиссное решение с перевозчиками экспресс-грузов было найдено. Однако на правительственном уровне четкого понимания, что делать с интернет-торговлей, пока нет.

У нас будет единое решение, но со временем, а до этого оно появится на национальном уровне. То есть мы снижаем до уровня 150 евро и ведем переговоры в рамках Таможенного союза, заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

А вот захотят ли пересматривать свои более либеральные нормы Белоруссия и Казахстан вопрос открытый. Официальной Астане сейчас точно не до этого. В стране идут массовые протесты против недавней девальвации тенге. Подбросить в разгоряченные толпы информацию об ужесточении правил международной торговли Нурсултан Назарбаев вряд ли захочет.

И Александр Лукашенко может заупрямиться. Это, конечно, не такой принципиальный вопрос, как признание Абхазии и Южной Осетии, но с какой стати президенту другой страны лишний раз будоражить своих оппозиционеров? Вот и получается для российского правительства замкнутый круг: принять новые правила единолично значит потерять часть рынка, уламывать партнеров потерять лицо. Даже интересно, какой выход найдет глава кабинета Дмитрий Медведев...