Как хэштеги спасают заложников

Как хэштеги спасают заложников
21.05.2014 | 19:55

Российский МИД в своем аккаунте в твиттере опубликовал фотографию с хэштегом Save our Guys спасите наших мальчиков, журналистов LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко, похищенных под Краматорском 18 мая. Сотрудник ВГТРК Владимир Соловьев, певица Валерия, Арам и Ашот Габреляновы, актриса-депутат Мария Кожевникова держат в руках бумажку с надписью на английском языке. Поскольку обе руки заняты, постят не селфи с этой надписью, а портрет (воттак это выглядит).

Эта кампания парафраз американской и британской по спасению школьниц из Нигерии, захваченных террористической организацией Боко Харам. Фотографию с похожей надписью, Bring back our girls, опубликовалаМишель Обама,Дэвид Кэмерони многие другие западные деятели.

Обе эти акции вызывают сходные вопросы. Может ли кто-то объяснить, как кампания в социальных медиа, к которой подключились пусть даже сотни знаменитых людей, поможет освобождению заложников? Они же не деньги на благотворительность собирают, а постят обращения к вооруженным людям. Один из боевиков Боко Харам окажется фанатом Сальмы Хайек, а другой вооруженный человек на Украине, поклонником певицы Валерии и решит отпустить девочек и мальчиков?

Кто адресат поста российского МИДа и почему российское дипломатическое ведомство пытается спасать заложников, постя фотки в социальных сетях, когда существуют более традиционные способы?

Адресат сообщения про российских журналистов те, кто умеют читать по-английски. Надпись Save Our Guys переводится так: Мальчики, задержанные на Украине Национальной гвардией и поставленные на колени под дулами автоматов, ничем не отличаются от девочек, захваченных террористами Боко Харам в Нигерии, пора бы признать, что киевская власть ведет себя как террористы.

Но западные журналисты, обратившие внимание на российский хэштег, считывают сообщение так: Русские в своей пропаганде перешли все допустимые границы морали, теперь ради дестабилизации ситуации на Украине они готовы играть с нашей кампанией по спасению школьниц, сравнивая Украину с Нигерией.

С Мишель Обамой и ее постом противоречий было не меньше. Надпись в ее руках должна была читаться так: Мы, американцы, и я, мать двоих темнокожих девочек, воспринимаем беду нигерийских школьниц как свою собственную, нам не все равно, и мы просим вас освободить их.

Но британские и американские журналисты увидели в этой надписи другое сообщение: США не обращали внимания, когда Боко Харам расстреливала нигерийских школьников и студентов, мы вообще не очень интересуемся Нигерией, своих проблем много, но теперь, когда нигерийское правительство отказалось от нашей военной помощи, решили надавить на них с помощью социальных сетей и всех американских знаменитостей.

И тем не менее, несмотря на противоречивость того, что люди, обладающие вполне реальной властью в офлайне, пытаются использовать онлайн кампании для достижения своих целей, в обоих случаях, хэштег-дипломатия скорее оправдана. До тех пор, пока Россия не планирует физически освобождать журналистов, а США физически освобождать школьниц, у министров и глав государства есть только одна возможность сказать мы выражаем серьезную озабоченность и попробовать задействовать международные организации, чтобы они тоже выпустили заявления и выразили серьезную озабоченность. А дальше остается только надеяться, что это символическое давление окажет какое-то влияние на ситуацию. Символическое давление все-таки лучше, чем военное.