Как к штыку приравняли перо

Как к штыку приравняли перо
23.11.2014 | 16:32

Оказалось, что это сделали очень вовремя

Многие помнят, сколько возмущенных комментариев в интернете было произнесено по поводу закона о блогерах, согласно которому, блоги с посещаемостью свыше 3000 человек в день, должны регистрироваться как СМИ. А теперь одна совсем недавняя история, потрясшая основы российского интернета

Началась она с того, что у артистов Приморского театра оперы и балета, прилетевших в Москву на очередные гастроли, обнаружились все неприятные признаки пищевого отравления. Тридцать восемь музыкантов были доставлены в столичные больницы. А ещё через пару дней сразу в нескольких ЖЖ-блогах появились сообщения, что в Москву артисты прибыли на самолете авиакомпании Трансаэро. Авторы негодовали: Трансаэро, дескать, кормит пассажиров просроченными продуктами.

Однако скоро выяснилось, что ничего плохого с желудками прочих пассажиров не случилось, и, стало быть, камбузы Трансаэро тут ни при чём.

А дальше всё стало еще интереснее

Известная в сети блогерша morena-morana открытым текстом написала в своем ЖЖ о том, что к ней обратился некий гражданин с предложением написать за вознаграждение негодующий пост в адрес Трансаэро:

Чёрный пиарщик, будем называть его так, написал мне с тем, чтобы я обвинила Трансаэро в массовых отравлениях артистов Приморского театра. Такое действительно имело место быть, но произошло не на борту самолета, это точно. Потому что все другие пассажиры живы и здоровы. Когда я узнала, что информационного повода возбуждаться, собственно, и нет, я послала его к чертям собачьим и отказалась от гонорара, который он предлагал...

Гендиректор Трансаэро Ольга Плешакова письмо с этой информацией обнародовала. Разразился скандал. Он, конечно, сам по себе выеденного яйца бы не стоил, если бы в нём не оказались засвечены известные блогеры и блогерши.

Скандал был такой, что ЖЖ другой именитой блогерши miss-tramell вообще оказался заблокирован. И вот как раз в этом весь казус и есть.

Во-первых, мнение таких персон имеет, как выяснилось, существенное значение для вполне серьёзных компаний. Записи в блогах могут существенно влиять на деловую репутацию, причём даже серьезнее, чем публикации в прочих СМИ

Во-вторых, блогеры и блогерши, в отличие от СМИ, никакой ответственности за свои слова не несут. Мол, блог дело личное, что хочу, то и пишу, и вообще ко мне не лезьте.

С одной стороны, так оно и есть. Действительно, личный блог; действительно, что хочу, то в нём и ворочу; кто хочет, тот мои опусы и читает. Но порой количество читателей все-таки переходит в качество, и тогда у блогера появляются некоторые возможности.

В самом деле: вряд ли кто станет платить за нужный пост какому-нибудь Васе Пупкину из уездного города с десятком читателей. Но если читателей наберётся несколько сотен, то данный Вася в пределах родного города станет уже заметной величиной и ньюсмейкером, а то и лидером общественного мнения. И тогда будет то же самое, что и в истории с Трансаэро и Приморским театром.

Поэтому столь всех возмутивший закон о блогерах имеет под собой, как минимум, некоторые резонные основания. Уж коли оказался некто столь искусным мастером слова, что приобрел существенную аудиторию, то пусть привыкает к ответственности. И за слова, и за тех, кого приручил. И если выяснится, что словом своим блогер несет в массы не свое мнение, а кем-то оплаченный чёрный пиар, то

Если мы имеем дело со СМИ, то тот, на кого возвели напраслину, знает, что делать идти в суд. А если имеем дело с блогером, о котором даже не всегда известно, кто он такой и в какой стране обитает, тогда что?

А вот это пока неведомо. И как законодатели будут на практике применять пресловутый закон о блогерах, тоже неясно. Но то, что некие нормы для блогеров нужны, уже очевидно. За это честной блогерше morena-morana большое спасибо.