На днях крупнейший китайский интернет-магазин JD.com объявил о своем выходе на российский рынок. Ретейлер уже запустил свой русскоязычный сайт, где можно найти если не все, то очень многое из того, что все мы покупаем. Учитывая традиционно привлекательные цены на товары из КНР, а также большой интерес тамошних продавцов к нашему рынку, Лента.ру решила узнать, как смотрят на экспансию китайских компаний их российские конкуренты.
Компания JD.com, основанная в 1998 году (до ребрендинга называлась 360buy), по торговому обороту уступает только своему китайскому же конкуренту Alibaba, но в отличие от него является классическим интернет-магазином со своими складами и дистрибуцией. Оборот компании составляет примерно 60 миллиардов долларов в год.
Для JD.com Россия стала первым зарубежным рынком, и здесь китайская компания планирует работать в партнерстве с логистическим партнером SPSR Express, а в перспективе развивать собственную базу доставки. Но экспансия будет не односторонней. Как рассказал гендиректор JD.com в РФ Виктор Сюй, в будущем ретейлер сможет продавать в КНР российские товары. Сейчас мы ставим на то, чтобы предоставлять российским потребителям лучшие китайские товары. А потом мы хотим представить российские товары в Китае и на других рынках, поделился планами топ-менеджер.
В JD.com подсчитали, что интернет-торговля в России составляет два-три процента от розничных продаж (в Китае этот показатель приближается к 20 процентам). При этом доля трансграничной торговли во всем обороте электронных продаж в 2015 году составит около 60 процентов, и большая часть из нее придется именно на Китай. Если учесть, что уровень проникновения интернета в России достигает 70 процентов, то перспективы для развития электронного ретейла открываются заманчивые. При этом в пользу китайских товарищей сыграли и антироссийские санкции. Они, как отметил Виктор Сюй, способствовали росту торгового оборота России с КНР.
Первые заказы прибыли в Россию Фото: группаJD.com РоссияВКонтакте
Основой модели развития компании в России будет взаимодействие с российскими партнерами. Первыми компаниями, которые подписали с JD соглашения о сотрудничестве стали российские лидеры сферы логистики, обеспечения платежей и российской сферы e-commerce.
Наша конечная цель завоевать сердце российских потребителей с помощью оптимального сочетания цена-качество товара, говорит Виктор Сюй. И ведь JD действительно есть что показать. На сегодняшний день в Китае компания предлагает более 130 тысяч категорий товаров от 60 тысяч партнеров, в ассортименте более 40,2 миллиона торговых единиц. В России же на первом этапе компания намерена продвигать главным образом смартфоны, ноутбуки и другую электронику.
Время для раскачки
Тот факт, что экономический кризис толкает продавцов к развитию онлайн-торговли, стал очевиден еще несколько лет назад. В первую очередь из-за высоких затрат на традиционные продажи с прилавка: высоких арендных ставок, расходов на персонал, а также смены потребительского поведения, покупатели предпочитают товар подешевле. Неслучайно именно кризис 2008-2009 годов стал толчком для развития интернет-торговли в России.
Сегодня ситуация в ретейле складывается похожим образом: покупатель экономит на расходах, поэтому выигрывает тот продавец, который предлагает товар подешевле. И все же отличие от кризиса 2008 года есть: очень вырос уровень проникновения интернета, особенно мобильного, ужесточилась конкуренция (ведь все больше продавцов уходит в онлайн), все больше россиян пользуется услугами зарубежных ретейлеров, а теперь еще и зарубежные продавцы с лояльными ценами пришли на российский рынок.
Как к этому относится отечественный онлайн-ретейл? Не боится ли потерпеть поражение в борьбе за клиента с более гибким и агрессивным конкурентом? Ведь, согласно исследованию Deloitte, JD.com одна из самых быстрорастущих площадок, за пять лет с 2008-го по 2013-й среднегодовой рост ее продаж составил приблизительно 120 процентов.
Новый игрок из Китая усилит конкуренцию на российском рынке интернет-ретейла. Но это, видимо, произойдет только в отдаленной перспективе, считает начальник аналитического отдела ИФК Солид Олег Шагов. Озвученные ретейлером планы занять 20 процентов рынка e-commerce России в ближайшие пять лет представляются эксперту слишком оптимистичными. Отсутствие собственной клиентской базы, отлаженной инфраструктуры и, главное, опыта работы на весьма специфичном российском рынке, по мнению Шагова, могут помешать достижению амбициозных целей.
Фото: Fang Zhe / Zumapress / Global Look
Перспективы китайского ресурса на российском рынке сейчас, в период рецессии в экономике страны, не столь широки, как хотелось бы, уверен Олег Шагов. Однако это дает новичку время для раскачки. Ведь прежде всего новому китайскому игроку предстоит запомниться клиентам, выделившись из общей массы интернет-магазинов, которые уже далеко не первый год работают в России.
Выход нового игрока, тем более крупного, безусловно, создает угрозы для существующих участников рынка, особенно для уже присутствующих в России китайских коллег и тех, кто работает в сегменте перепродажи азиатских товаров, рассказал Ленте.ру коммерческий директор ГК ЖелДорЭкспедиция (занимается доставкой товаров из Китая) Евгений Можаев. При этом эксперт напоминает, что далеко не у всех зарубежных компаний получается адекватно управлять рисками с учетом российской реальности. Вместе с тем, добавляет он, интернет остается самым быстрорастущим каналом сбыта и пока еще достаточно ниш и места для новых проектов.
В целом же сами участники рынка на приход в Россию новой крупной компании смотрят вполне оптимистично, считая, что серьезной конкуренции она не создаст, а новые возможности для сотрудничества откроет. Приход нового онлайн-игрока в Россию на данный момент сигнализирует о сильном потенциале отечественного сегмента e-commerce. В среднем рынок онлайн-торговли растет на 35 процентов ежегодно, даже в нынешних непростых экономических условиях, рассказал Ленте.ру генеральный директор KupiVip Group Владимир Холязников. Что касается расхожего противостояния китайские товары против западных, он уверен, что у каждой группы товаров своя аудитория, которая по большей части не пересекается между собой ни в плане ценовой политики, ни в плане соперничества между торговыми марками.
Более того, многие российские онлайн-игроки прорабатывают свои собственные модели по усилению торговли между Россией и Азией. Китайское правительство в последнее время взяло сильный курс на стимуляцию развития крупных локальных fashion-брендов вместо традиционных no name-производств, и в перспективе эти компании начнут развивать поставки своей одежды за рубеж, в том числе и в Россию, резюмировал Холязников.
В Юлмарте (ретейлер и JD.com подписали меморандум о взаимопонимании) Ленту.ру заверили, что угрозы для российских игроков со стороны китайцев пока нет. Российский рынок пока мало насыщен, а емкость его велика. Приход иностранных ретейлеров в российской компании рассматривают как стимул к созданию здоровой конкуренции на рынке и возможности для сотрудничества.
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Кроме того, далеко не все попытки зарубежных гигантов прийти на российский рынок увенчались успехом (WalMart, Real, Carrefour). В конечном итоге, считают в Юлмарте, все сводится к тому, что у кроссбординговой торговли есть существенные ограничения, которые очень сильно тормозят бизнес. В частности, отсутствие логистической инфраструктуры в России приводит к тому, что заказы доставляются несколько недель, а отечественному покупателю такой вариант не подходит.
В этом плане намерения зарубежных ретейлеров строить собственную логистику в России правильные с точки зрения бизнеса. Но мало построить важно этой логистикой управлять и тонко чувствовать рынок. Отечественные продавцы лучше знают особенности страны, климата и клиентского поведения. Так что мы готовимся не к захвату рынка иностранными конкурентами, а к сотрудничеству с деловыми партнерами, заключили в российской компании.
Нечестный конкурент
Однако не все онлайн-ретейлеры восприняли спокойно приход в Россию мощного конкурента. На днях разгорелся настоящий скандал с участием самого популярного на сегодня у россиян ретейлера AliExpress (входит в группу Alibaba). Продавец, возможно, испугавшись прихода нового конкурента, снизил цены на товар, реализовывать который на российском рынке не имеет права. Китайский производитель смартфонов Nubia и JD.com обвинили в его недобросовестной конкуренции, сообщили Рамблер-Новости. А поводом для претензии стало размещение на сайте AliExpress предложения смартфона Nubia Z9 Mini, эксклюзивный договор на распространение которого заключил JD.com, рассказал представитель Nubia и подтвердил Виктор Сюй.
В заявлении китайского производителя смартфонов Nubiа говорилось, что именно JD.com является официальной авторизованной корпорацией, единственной китайской компанией, которая может реализовывать смартфон Nubia Z9 Mini в России. Мы считаем, что это проявление недобросовестной, искусственно созданной конкуренции с их стороны, которая основана на незначительном демпинге нашего торгового предложения в рамках запуска русскоязычной платформы jd.com. Данный факт нарушает права прежде всего нашего партнера, компании Nubia, заявил Виктор Сюй. Он отметил, что компания не станет обращаться в антимонопольные органы и будет действовать рыночными методами.
Фото: Caro / Teich / Global Look
Бизнес-модель AliExpress кардинально отличается от модели JD.com, сообщил представитель Alibaba: Мы не заключаем никаких соглашений и не продаем сами какие-либо продукты, все продукты, реализуемые на нашей платформе, продаются напрямую от имени владельца бренда или, как в большинстве случаев, от имени официальных реселлеров.
Достаточно свободных ниш
Опасения некоторых участников рынка вполне объяснимы, ведь оборот розничной торговли в России в первые месяцы этого года упал примерно на шесть процентов из-за экономического кризиса и снижения реальных доходов населения. В связи с этим игроки сейчас не слишком рассчитывают на высокие темпы роста продаж, а потому и местом под солнцем делиться не хотят. Однако эксперты уверены, что в будущем места на рынке хватит всем. Олег Шагов считает, что в 2016-2017 годах рынок российского интернет-ретейла может расти на 15-20 процентов в год.
По мнению руководителя аналитического департамента QB Finance Дмитрия Кипы, развитие интернет-торговли способствует стремительному росту сервисов электронных платежей, поскольку все иностранные онлайн-магазины работают с оплатой товаров банковской картой. Эксперт считает, что рынок электронных платежей в ближайшие три года будет расти не менее чем на 30-40 процентов в год, что является очень впечатляющей динамикой.
Даже с учетом не самой благополучной экономической ситуации онлайн-торговля растет быстрыми темпами. Россияне все больше привыкают искать и находить в интернете более выгодные цены и ассортимент по сравнению с предложениями торговых центров. Приход китайских конкурентов может обострить борьбу между интернет-магазинами. Особенно острая борьба может развернуться в низком ценовом сегменте (до 1000 рублей за единицу товара), считает Владимир Холязников. В то же время, полагает эксперт, на российском рынке e-commerce достаточно свободных ниш, и появление новой крупной компании станет стимулом для развития индустрии в целом.