"Грязный интернет, неэффективный интернет..."

"Грязный интернет, неэффективный интернет..."
10.07.2014 | 9:12

Эта тема всплывает постоянно: грязный интернет, неэффективный интернет... Зазвучала она и в проекте госкультполитики. А в госду-е звучит постоянно: так обосновывают необходимость контроля за интернетом.

Конечно, здесь можно было бы только посмеяться: госструктуры сознательно засоряют интернет через специально финансируемых троллей. Некоторые из них работают более-менее искуссно, но в основном они вполне распознаваемы.

Но дело не только в троллях-вредителях и троллях-любителях вообще, уровень интернет-разговоров в массе своей очень невысок.

Когда разговор полезен? Когда два человека примерно равного уровня обсуждают решение проблемы. Когда два человека взаимодополняющей компетентности выстраивают план совместной работы. Когда в разговоре один человек учится у другого, то есть когда уровни собеседников не равны, но различия не слишком велики и менее высокий может понимать более высокого.

В интернете сплошь и рядом мы имеем совершенно другую ситуацию. Представьте себе, что для решения большой математической задачи собралась группа, состоящая из академиков и первоклассников. И проблему они пытаются решать кто кого перекричит или, что близко к тому, голосованием. Решат они задачу?

Вот в том-то все и дело. Прямая демократия в таких вещах не работает. А ведь вещи, которые обсуждаются на политических форумах, часто много сложнее, чем даже весьма сложные математические задачи. Просто, если незнание математики очевидно сразу и всем, то непонимание политических или исторических вопросов не так самоочевидно: ну, кто же не специалист в футболе и воспитании детей.

Где выход?

Очевидно, это не цензура, о которой мечтают перепуганные народными восстаниями власти. Цензура, да еще и осуществляемая чиновником, просто отрежет неприятные для власти голоса.

Реальный выход это расслоение интернета по уровню компетентности пользователей. Так чтобы "академики" общались, минимум, с "аспирантами".

Как это сделать технически? Принципиально, это совсем несложно систему взаиморейтингования, которая создавала бы вокруг каждого пользователя "его пространство", придумать нетрудно. И тогда расслоение произойдет само собой. "Первоклассники" смогут ходить на занятия только в "младшие классы", а, чтобы попасть в "институт" им придется сначала окончить "школу".

Обидно?

Конечно, обидно. Детям всегда обидно, когда дети постарше не принимают их играть или когда взрослые говорят им: "Тебе еще рано...". Но зато у них появляется стимул для "Вот вырасту...".

Но здесь ничего не поделаешь. В той мере, в какой мы хотим превратить интернет из городской площади, где все встречаются со всеми, в место для совместной работы неважно, что именно мы собираемся делать нам придется через эту обидность пройти.

Каждый должен понимать уровень своей компетентности. И для того, чтобы иметь возможность ее повысить. И для того, чтобы решать те задачи, которые он решать готов. И для того, чтобы не мешать другим решать те, где его уровень пока не достаточно высок.

Без такой самоорганизации мы постоянно будем жить под угрозой того, что нас захочет организовать кто-то другой. Я уж не буду называть общеизвестные фамилии претендентов в такие организаторы.