ФСБ начнет оперативно-розыскную деятельность в интернете

ФСБ начнет оперативно-розыскную деятельность в интернете
16.11.2013 | 17:22

У ФСБ появятся полномочия на добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозы информационной безопасности РФ в интернете. Такое право спецслужбам предоставят поправки в законы Об оперативно-разыскной деятельности и О федеральной службе безопасности, принятые Госдумой в первом чтении. Депутаты отнеслись к ним настороженно, однако в итоге признали актуальность и поддержали.

Проект закона разработан по поручению Владимира Путина. Законопроект предлагает к числу задач службы отнести добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу информационной безопасности, объяснил депутатам представитель правительства, замдиректора ФСБ РФ Юрий Горбунов.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что в настоящее время угрозы национальным интересам России в сфере интернета возросли. Это проявляется в активизации межгосударственного информационного противоборства, распространении вредоносного программного обеспечения, используемого в качестве информационного оружия.

Широкий масштаб приобретает деятельность хакерских группировок. Не исключена возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий для подготовки и совершения преступлений, в том числе террористической направленности, полагают в ФСБ, объясняя необходимость оперативно-разыскных мероприятий в интернете.

Безусловно, это адекватная мера, соответствующая современным вызовам и угрозам. Хочу напомнить, что еще в Стратегии национальной безопасности были обозначены вопросы приоритетного обеспечения защиты национальных интересов, вопросы информационной безопасности. Кроме того, у нас в России имеется другой действующий документ доктрина информационной безопасности. Совершенно логично, чтобы у органов, которые обеспечивают защиту, появились полномочия, направленные на обеспечения этой важнейшей задачи, представила позицию комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции и фракции Единой России Ирина Яровая.

Представители парламентской оппозиции, напротив, отнеслись к законопроекту настороженно.

Не будет ли этот закон противоречить Конституции? Есть ли какой-то критерий, где это применимо, а где нет, чтобы это не привело к произволу сотрудников? заявил зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике, депутат от КПРФ Николай Коломейцев.

У меня тоже есть опасения, потому что информационная безопасность сегодня понимается очень абстрактно. У меня, например, есть обращение от коммунистов из Карелии, что руководитель местных спецслужб просит дать список всех членов КПРФ. Получается, информационная безопасность нарушается, когда ваша служба какой-то информации не имеет? поддержал коллегу депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин.

Депутат Госдумы от Справедливой России Александр Тарнавский напомнил, что в указе президента четко сформулирован объект регулирования обнаружение, предупреждение и ликвидация следствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

А в текст мы вносим понятие информационной безопасности! К сожалению, практика его применения может быть самая разная. В этой связи правильно ли мы понимаем, что именно это подразумевал президент? не понял эсер.

А депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов обратил внимание на то, что в тексте закона, корректирующего права ФСБ, помимо информационной безопасности говорится и об иных случаях, предусмотренных законом.

Это всегда лазейка, которая нивелирует предыдущие пункты. Но если у нас есть иные случаи, для чего нам тогда этот конкретный перечень: шпионаж, организованная преступность, коррупция, незаконный оборот оружия? У меня вообще сомнения, что для ФСБ есть ограничения и препятствия, что вы не можете воспользоваться своим правом защиты безопасности страны по каким-то поводам, заявил Катасонов.

Юрий Горбунов объяснил оппозиционерам, что они недопонимают цель закона, который поможет создать в России систему информационной безопасности.

До сих пор никто из органов исполнительной власти за информационной безопасностью не следил. У нас существуют элементы защиты: в Уголовном кодексе есть несколько составов преступлений, которые подпадают под эту категорию. Но последние события показали, что нужен комплексный подход и в этой связи президентом 15 января 2013 был издан указ 31, который возложил на ФСБ полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Вот в этом смысл, разъяснил Горбунов, призвав депутатов к совместной конструктивной работе.

Да, кибератаки, киберугрозы для каждой страны и мира становятся всё более актуальными, война переходит из офлайна в онлайн, в интернет. Особенно после истории со Сноуденом каждое государство будет усовершенствовать свое законодательство. С другой стороны российские спецслужбы, которые работают в интернете, за последние два года никак не продемонстрировали тут свои достижения, поэтому чем они могут оправдать усиление законодательства, не очень понятно, говорит интернет-эксперт Антон Меркуров, отмечая низкий уровень доверия населения к органам безопасности.

По его словам, однозначно произойдет усиление контроля над интернетом и, возможно, это будет нарушать Конституцию, которую одновременно с появлением этого закона хотят параллельно менять.

Исполнительный директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников считает, что ФСБ, видимо, хочет забрать себе часть полномочий МВД, в ведении которого сегодня находится Управление К, отвечающее за борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий.

Видимо, есть недовольство тем, как оно работает. Я очень надеюсь, что это просто перераспределение обязанностей между ведомствами, а не ужесточение контроля над интернетом. Хотя угрозы действительно возросли. Если государство уделяет этому такое внимание, это означает, что мы переходим на этап, когда мы будем мериться не количеством ядерных ракет, а силой электронного щита. Чем сильнее будут развиты информационные технологии, тем сильней будет держава, говорит эксперт.