Минздрав организует прием пациентов по видеосвязи.
Заявление министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой о том, что жители отдаленных деревень смогут получить медицинские услуги по скайпу (Skype) вызвало немало вопросов и у медиков, и у пациентов. И те, и другие не могли взять в толк, как можно лечить жителей отдаленных деревень на расстоянии.
Речь, разумеется, не о внедрении в медицинскую практику магических телесеансов Анатолия Кашпировского или Алана Чумака. А о вполне реальном проекте, который Минздрав России намерен реализовать в течение нескольких лет. Для этого надо будет проложить оптоволоконные кабели до самых далеких населенных пунктов и открыть людям интернет-доступ к фельдшерским услугам.
По плану Минздрава, в каждом регионе должна заработать специальная круглосуточная диспетчерская служба на базе центров медицины катастроф.
Там и будут дежурить врачи, на связь с которыми можно выйти из российской глубинки. Больных проконсультируют, а при необходимости направят скорую помощь или экстренно-консультативную бригаду санавиации. Кроме того, через Skype можно будет использовать определенные телемедицинские технологии.
Таким образом, Минздрав пытается разрешить проблему медицинского обслуживания 83 тысячи населенных пунктов, где проживают менее 100 человек.
В каждом из них невозможно создать фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), в том числе из-за нехватки кадров. И, как считает Вероника Скворцова, медпомощь по Skype будет особо востребована уже потому, что число малонаселенных деревень из года в год увеличивается.
Насколько эффективным будет виртуальное лечение, если немало врачебных ошибок выявляется при обычных медицинских осмотрах? Одни медики с беспокойством пишут в соцсетях, что по изображению пациента, с его слов, без анализов и подробного медицинского освидетельствования невозможно поставить правильный диагноз. Другие убеждены, что в нашей стране, где примерно в 30 тысячах поселков не было и никогда не будет ни одного медика, консультация по интернету уже благо. Хоть подскажут, к какому специалисту нужно будет обратиться, стоит паниковать или нет. К тому же для общения с врачом необязательно пользоваться видеосвязью часто достаточно сделать телефоном фото, к примеру, пораженного кожного участка или снять его на видео и отправить врачу. Это дешевле, проще и быстрее, чем пересылать через компьютер. Такую технологию, кстати, отработали еще два года назад в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова при дифференциальной диагностике контактного дерматита и пролежней.
Skype значительно ускорит процесс оказания медицинской помощи.
Например, если у малыша появилась сыпь, доктор сможет визуально оценить ее с помощью веб-камеры и пригласить на прием или направить ребенка сразу в стационар.
Лечение по Skype применяется во всем мире. В Америке, например, ученые диагностируют и лечат пожилых индейцев племени чокто на основе общения врача и пациента через видеоконференции. Власти Великобритании собираются узаконить форму приема больных с помощью интернета. По мнению чиновников от медицины, это позволит частично решить проблему медицинского обслуживания жителей отдаленных уголков страны и сберечь немало денежных средств.
Телемедицину по интернету начинают осваивать и белорусские медики. Подобные консультации начали проводить в Минском консультационнодиагностическом центре (МКДЦ). Раз в неделю по субботам пациент из любой точки страны может пообщаться с самыми востребованными на сегодня специалистами: пульмонологом, кардиологом, наркологом, неврологом, гастроэнтерологом и другими. Услуга бесплатная и поддерживается на государственном уровне.
В Белоруссии считают, что в будущем модернизация поможет сэкономить время как специалистов, так и пациентов. Лишний раз не придется ожидать в очереди и тратить время на дорогу, если всего лишь нужно уточнить некоторые детали или получить общую информацию.
В то же время онлайн-консультации здесь воспринимают лишь как вспомогательный инструмент диагностирования. Как правило, ими пользуются пациенты со сложными диагнозами или с запущенной стадией болезни, которым не помогли в других лечебных учреждениях.
При внедрении новых технологий в медицину возникает одна сложность: не всегда удается наладить процесс передачи пациентом необходимой документации: истории болезни, результатов анализов и т.д. Так что видео-консультации по интернету еще не скоро заменят традиционные визиты пациента к врачу.
Как известно, судьба любых нововведений в медицине зависит от того, насколько готовы к ним не только чиновники, но и врачи, и пациенты А пациенты к такому виду диагностики пока относятся весьма настороженно. По данным социологических опросов, за введение новых технологий в процесс лечения россиян высказались лишь 13,5 процента опрошенных жителей нашей страны.
Весь вопрос в том, будет ли подобная система эффективна в наших, российских, условиях, сможет ли обеспечить постоянный медицинский надзор? Во всяком случае, любое нововведение должно быть хорошо проверено и испытано и только потом внедряться в практику. Ведь речь идет не просто об эксперименте, а о человеческих жизнях.
В любом случае технологии, какими бы высокими они ни были, сами по себе не могут разрешить копившиеся годами и десятилетиями проблемы нашей медицины, заменить непосредственного общения врача и больного.
Жители даже глухих деревень должны иметь возможность посещать нормальные больницы со всеми специалистами или вызвать скорую помощь. Нужно обеспечить медиков достойной зарплатой и жильем. Отремонтировать, в конце концов, дороги, чтобы скорая смогла пробраться к больному. Нужно не скупиться вкладывать деньги в медицину, и при этом не забывать про одну простую вещь: на больных нельзя экономить.