Блогеры в законе

Блогеры в законе
29.07.2014 | 18:59

Как интернет-площадки иавторы блогов отреагировали наобязательную регистрацию.

С 1 августа вступят в силу поправки к закону Об информации, информационных технологиях и о защите информации и другим законам, регулирующим обмен информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В частности, поправки требуют от всех блогеров, чьи страницы посещают более трех тысяч читателей в сутки, регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора. От них, кроме того, требуется сообщать свои контактные данные и соблюдать практически все основные требования, относящиеся к средствам массовой информации. Например, отвечать за достоверность информации.

Регулятор объясняет

В Роскомнадзоре, который в основном отвечает за исполнение закона, Ленте.ру пояснили, что не ставили себе целью организовать поголовную перепись всех популярных русскоязычных интернет-пользователей.

Новация этого закона в том, что блогер впервые в юридической практике становится субъектом права, рассказал замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.

У популярных блогеров, по словам Ксензова, нет необходимости 1 августа прерывать отпуска или бросать важные дела, чтобы пройти процедуру регистрации своих персональных страниц. Обязанность предоставить свои данные для регистрации в реестре возникает у пользователя только после получения соответствующего уведомления Роскомнадзора.

То есть, если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки, сообщил чиновник.

В случае получения уведомления блогеру необходимо в течение 10 дней опубликовать у себя на странице фамилию, имя, отчество и контактные данные для взаимодействия. После этого будет создана соответствующая запись в реестре. Можно зарегистрироваться и по собственной инициативе. Для этого пользователю нужно определить свою суточную посещаемость с помощью Openstat, Яндекс.Метрики, Рейтинга.Mail.ru или другого счетчика и направить заявку на электронный адрес 97-fz_in@rkn.gov.ru.

Зарегистрированные авторы смогут разместить в своем блоге разработанный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) знак Я блогер.

Блогеры не понимают

В настоящее время аудитория, попадающая под действие нового закона, с трудом поддается подсчету. Авторы, ежесуточно собирающие на своих страницах более трех тысяч уникальных посетителей, есть во всех соцсетях, а также они поддерживают собственные сайты. В общем, разбрелись по всему рунету. Новость, что их занесут в реестр, топовые блогеры восприняли с непониманием.

Жаркие споры, которые возникли среди блогеров после принятия поправок, вызваны, в том числе, отсутствием коммуникации с Роскомнадзором, прокомментировала Ленте.ру Софья Иванова, PR-директор холдинга RamblerCo, развивающего кириллический сегмент LiveJournal. Именно для разъяснения действия закона в холдинге прошло мероприятие Я блогер с участием представителей Роскомнадзора и РАЭК.

Основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская, имеющая более 110 тысяч подписчиков своей страницы в Facebook , заявила на конференции Я блогер, что популярным интернет-авторам новый закон ничего не дает, они и так понимают свою ответственность перед аудиторией.

Мы отвечаем своей репутацией. Есть внутренний кодекс, отметила Владимирская. По ее словам, новый закон предусматривает для блогеров только ответственность, в то время как им нужна и защита. Например, они не застрахованы от ущерба в случае прерывания работы интернет-площадок.

Основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко, аудитория которого в Facebook составляет около девяти тысяч читателей, так оценил закон: Просто государство захотело поставить нас в стойло. По его мнению, это объясняется тем, что влияние отдельных блогеров сегодня больше, чем у СМИ.

Популярность блогеров на фоне нового закона вырастет еще больше, считает топовый автор Живого журнала Дмитрий Чернышев, известный как Митрич. Он уверен, что блогосфера это в любом случае интереснее, чем телеканалы, которые не отличаются друг от друга.

В свою очередь, Ксензов на встрече с блогерами заявил, что уверен в скором появлении стимулирующих законов для блогосферы. Но и нынешний, по его мнению, не направлен против кого-то. Его суть в том, что информация, которая имеет эффект массового поражения, не может распространяться без осознания ответственности.

Площадки выжидают

Ответственность за незарегистрировавшихся блогеров, согласно разъяснениям Роскомнадзора, будут нести интернет-площадки, которые обязаны предоставить данные для реестра в случае, если популярные авторы не сделают этого сами. Иначе интернет-компаниям будут грозить штрафы и, главное, операторы связи могут ограничить доступ к их ресурсам по указанию того же Роскомнадзора.

В крупнейших российских соцсетях ВКонтакте и Одноклассниках не стали комментировать тему закона о блогерах. В сообществе MDK соцсети ВКонтакте, насчитывающем более пяти миллионов участников, заявили, что готовы выполнять требования закона о блогерах. В частности, там не опубликуют посты с нецензурной лексикой, которая до последнего времени была распространена в этом паблике.

MDK уберет весь мат, мы следуем букве закона, хотя не понимаем целесообразности данного закона, прокомментировал Ленте.ру основатель сообщества Роберто Панчвидзе (Енотов).

В RamblerCo сообщили, что поводом для суждений о влиянии закона на жизнь блогосферы может стать только правоприменительная практика. Практика и теория различаются. О том, как закон будет применяться, можно будет судить месяца через два, прокомментировала Иванова.
Получается, что с 1 августа для блогеров-трехтысячников есть два пути. Первый писать преимущественно про котиков и не касаться злободневных тем. Тогда на них госрегулятор не будет обращать внимания. Второй путь при публикации резонансных заметок отвечать за их достоверность и отказаться от анонимности.

Что касается анонимности, по-моему, все уже давно поняли, что никакой анонимности в интернете нет и при желании любого автора любой информации в сети можно найти достаточно быстро. Тому в последнее время появилось множество примеров, прокомментировал заместитель директора Центра информационной безопасности компании Инфосистемы Джет Валентин Крохин.

Однако, по словам Крохина, дело не только в анонимности. Влиятельным авторам просто необходим юридический статус. Потому что раньше в России блогер как общественное явление был, но законами это явление никак не описывалось.

В итоге сегодня практически никто не берется точно предсказать, как новый закон повлияет на жизнь российской блогосферы. Все ждут, что из этого получится.