Ведущие интернет-компании в России опубликовали официальное обращение относительно своей ответственности за пользовательский контент. Видимо, такой шаг стал последствием участившихся судебных разбирательств относительно размещенного пользователями нелегального контента с привлечением к ответственности операторов и провайдеров сервисов. Документ подписали Владимир Долгов, генеральный директор Google Россия, Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.Ru, Павел Дуров, генеральный директор, ВКонтакте, Николай Молибог, гнеральный директор объединенной компании «Афиши» и Rambler.
Как отмечается в обращении, растущее количество пользователей Сети все чаще пользуется интернет-сервисами, которые позволяют передавать, хранить и распространять информацию и знания. В том числе – сервисами, с помощью которых пользователи самостоятельно размещают самый разнообразный контент в интернете, который может оказаться не соответствующим требованиям законодательства. С ростом размеров и значимости интернета эта проблема привлекает все больше и больше внимания. При этом понятно, что в ее решении невозможны крайности - ни когда все разрешено и царит безответственность, ни когда действует общий запрет и главенствует цензура. В последнее время наибольшее напряжение эта проблема вызывает у правообладателей. Современное российское законодательство не содержит системного описания, кто и при каких условиях должен нести ответственность за нарушение прав правообладателей при размещении контрафактных объектов интеллектуальной собственности с использованием сервисов интернет-компаний. В Европе, США и других странах вопрос об ограничении ответственности информационных посредников в таких ситуациях был законодательно решен еще более десяти лет назад. К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании. При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность. Компании предоставляют пользователям техническую возможность обмениваться информацией, хранить и искать ее. Чтобы получить возможность размещать и хранить свой контент на наших серверах, пользователи принимают условия пользовательских соглашений, в соответствии с которыми обязуются не создавать и не размещать незаконный контент. При этом недобросовестные пользователи нарушают как правила провайдеров, так и закон. Компании принимают меры для прекращения правонарушений, о которых становится известно. Уже приняты стандартные схемы реагирования на жалобы и заявления о нарушениях прав третьих лиц, которые совершают пользователи с использованием сервисов. При получении обоснованного уведомления, содержащего точный адрес спорного материала, провайдер в течение разумного срока приостанавливает доступ к нему. Оператор сервиса может информировать пользователя о факте обращения по поводу нарушения им авторских и смежных прав. Если пользователь не согласен с претензиями, он может прислать встречное уведомление, перестать быть анонимным и сообщить контактную информацию. Эта информация сообщается правообладателю. Таким образом, правообладатель получает информацию об ответчике и может обратиться в суд. Если принято решение не уведомлять пользователя или если встречное уведомление от пользователя отсутствует, спорный контент остается заблокированным или удаляется. При таком подходе владельцы интернет-сервисов не должны нести ответственность за контент, размещенный пользователями. Подписавшие документ компании обратились к правообладателям с предложением пользоваться существующими механизмами прекращения нарушения авторских и смежных прав. По своему социальному и технологическому уровню эти механизмы соответствуют тем решениям, которые используются в мировом информационном пространстве. Кроме того, они обратились к российским законодательным органам с предложением как можно скорее на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете, в частности, закрепив сложившуюся практику по применению процедуры реагирования на жалобы как критерий применения ответственности. При принятии законодательных мер и в правоприменительной практике необходимо соблюдать баланс прав всех заинтересованных лиц: пользователей, правообладателей и операторов интернет-услуг. Также они призвали другие компании и организации, разделяющие эту точку зрения, присоединиться к данному обращению.